Работа пожарных подразделений осуществляется в различной обстановке: в задымленной и токсичной среде, в условиях высоких температур, угрозы взрывов и обрушений, на высотах и в подвалах, при ликвидации стихийных бедствий и катастроф. Это обусловливает определенную специфику в деятельности пожарного, связанную с систематической работой в необычной среде и непрерывным нервно-психическим напряжением. Поэтому формирование у пожарных и руководителей подразделений пожарной охраны высоких волевых и профессионально-боевых психологических качеств является одной из важнейших задач их обучения и воспитания. Развитие волевых и морально-психологических качеств, способности трезво мыслить в сложной обстановке, умения контролировать свои действия и управлять ими, осуществляется на занятиях по ГДЗС, пожарно-строевой и физической подготовке, на пожарно-тактических занятиях и учениях. Наряду с этим для выработки и упрочения у личного состава особых качеств «психологической надежности», развития способности к максимальной мобилизации собственных возможностей в пожарной охране на протяжении ряда лет практикуется строительство огневых полос психологической подготовки пожарных и обучение на них личного состава. Огневые полосы психологической подготовки представляют собой комплексы, состоящие из различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций, связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью практически решать поставленные задачи в процессе выполнения отдельных профессиональных действий, с учетом особенностей районов выездов подразделений и охраняемых объектов.
В ходе регулярно проводимых занятий на психологической полосе пожарных формируются:
- - нравственные качества (любовь к своей профессии, чувство долга, ответственности, чести);
- - волевые качества (целеустремленность, решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство);
- - профессиональные качества (физические и психологические):
характер (трудолюбие, чувства коллективизма, самостоятельность, критичность, быстрота и гибкость мышления);
- - профессиональные ощущения и восприятия (быстрота и правильность ориентировки в задымленной зоне, чувства пространства и времени, температурные ощущения);
- - способность в нужный момент мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи;
- - приемы саморегуляции эмоциональных психических состояний.
При отборе снарядов психологической полосы необходимо учитывать некоторые особенности их сооружения, которые не затрагивают конкретные стороны планировочных и инженерно-строительных решений:
- - воспроизведение наиболее специфических и вероятных экстремальных ситуаций;
- - обеспечение максимальной психологической эффективности, психологической «закалки» (возможное варьирование последовательности преодоления препятствий и решения конкретных задач, устранения их стандартности и сохранения фактора неожиданности при повторных прохождениях полосы);
- - возможность последующего качественного разбора действий обучаемых на полосе.
Для усложнения условий прохождения психологической полосы, их быстрого изменения необходимо иметь легко трансформируемые объекты (конструкции, элементы, фрагменты): заборы, перегородки, огневые барьеры, качающиеся мосты, трубы и т.п. Целесообразно, чтобы на полосе можно было тренировать как отдельных пожарных, так и отделение и караул в целом. Если полоса делается короткой, то можно размещать учебные объекты в линию. Но целесообразно образовывать из них круг, овал, квадрат или прямоугольник с размещением в центре искусственного водоема. Приоритетность такого размещения определяется удобством организации и проведения занятий, контролем за действиями обучаемых и возможностью повторного многократного прохождения полосы, что важно для выработки выносливости у личного состава. С учётом этих критериев был выбран наиболее эффективный вариант огневой полосы психологической подготовки пожарных, в которую входит двенадцать снарядов.
Требования, предъявляемые к огневой полосе психологической подготовки пожарных:
- 1) Психологическая полоса по возможности располагается вдали от производственных, общественных и жилых зданий. Место выбора строительства психологической полосы должно быть согласовано с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления;
- 2) Психологическая полоса должна иметь длину 150 метров, при необходимости допускается длина до 200 метров. При отсутствии площадки такой длины психологическая полоса может иметь «Г» или «П» - образную форму;
- 3) Территория психологической полосы должна иметь твердое покрытие и ограждение;
- 4) Для управления процессом обучения на психологической полосе предусматривается здание с помещениями для хранения огнетушащих средств, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования, средств имитации, проведения медосмотра и измерения давления медперсоналом;
- 5) С учетом особенностей охраняемых объектов и района выезда части допускается производить замену снарядов, схожих по функциональному назначению.
- 6) Занятия на огневой полосе в период первоначальной подготовки проводятся согласно тематическому плану «Примерной программы специального первоначального обучения пожарных», из расчёта два часа практических занятий, без воздействия огня и дыма. Занятия на огневой полосе могут быть совмещены с занятиями по психологической подготовке;
- 7) Занятия на огневой полосе психологической подготовки планируются планом профессиональной подготовки и тематическим планом подготовки дежурных смен на год. Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к воздействию факторов, моделируемых на снарядах огневой полосы психологической подготовки, определяется с учетом срока службы, но не должно быть менее двух в году (по одной в летний и зимний периоды);
- 8) Занятия на огневой полосе без воздействия на личный состав огня и дыма проводятся под руководством начальника караула или вышестоящих руководителей, а при воздействии огня и дыма - под руководством начальника подразделения или его заместителя;
- 9) Контроль за уровнем адаптации личного состава на снарядах огневой полосы осуществляется с помощью методики - пульсометрии;
- 10) К занятиям на огневой полосе допускаются лица, прошедшие обучение в объёме специального первоначального обучения и сдавшие зачёт, о чём делается запись в Журнале инструктажей;
- 11) Ответственность за соблюдением правил охраны труды личным составом, при проведении занятий на огневой полосе, несёт руководитель занятий.
Схема расположения снарядов на огневой полосе психологической подготовки пожарных представлена на рисунке 3.2.
Психологическая подготовка требует довольно развитой учебно-материальной базы, которая может включать в себя:
комплекс различных средств наг-
лядности: альбомы, диафильмы, слайды, видеофильмы, магнитофонные записи, схемы, плакаты и т. п.;
специальные тренажеры для психологической подготовки в аудиторных условиях;
учебно-тренировочный комплекс специальной психологической подготовки (огневые) полосы, тренировочные городки, площадка для эмоционально-волевых упражнений;
учебно-испытательные полигоны, на которых имеются натурные объекты, их модели или фрагменты.
В настоящее время эта база в гарнизонах пожарной охраны развита в разной степени. В малых гарнизонах, как правило, сооружаются небольшие психологические полосы эмоционально-волевых упражнений. Учебно-испытательные полигоны создаются в гарнизонах при наличии значительного числа объектов, на которых могут возникать крупные и сложные по обстановке пожары (пожары на объектах добычи, транспортировки, переработки и хранения газов, нефтепродуктов, пожары на судах, складах лесоматериалов, на объектах химической промышленности и т. д.). Необходимо дальнейшее развитие учебно-материальной базы по психологической подготовке в каждом гарнизоне и даже пожарной части с учетом требований методики и необходимости в проведении различных видов занятий.
Основными формами специальной психологической подготовки являются занятия: по основам психологии, по психологии боевых действий с использованием различных средств нагляд-лости, на психологической полосе, на площадках для эмоционально-волевых упражнений, на учебно-испытательных полигонах.
Занятия по основам психологии проводятся для вооружения личного состава подразделений основами знаний по психологии, для начального ознакомления с опасными факторами пожара, а также формирования умения управлять собой. Психологические знания позволяют пожарному
разобраться в себе, в причинах достижения личной психологической подготовленности к действиям в боевых условиях.
При изучении основ психологии у личного состава начинают формироваться и некоторые умения:
управлять собой.
Задачи психологической подготовки в ходе проведения занятий по основам психологии будут решены, когда на них отводится достаточно времени (для новичков - отдельный курс, для всего личного состава 8- 10 часов ежегодно: две-три лекции и один двух-четырехчасовой семинар).
Занятия по психологии боевых действий с использованием средств наглядности пока не получили того распространения, которого они заслуживают. Создание психологических полос, площадок и полигонов - дело долгое, трудное, дорогое и связано с немалыми расходами материальных и финансовых средств. Наконец, далеко не все виды пожаров и ситуаций можно смоделировать, ограничиться же только рассказом о них - мало. Все эти трудности могут быть в определенной степени преодолены использованием возможностей учебного кино, видеофильмов, макетов, звукозаписей, фотоальбомов и других технических средств обучения. Их достоинство и в том, что, будучи однажды изготовленными, они могут быть использованы многократно. При централизованном их изготовлении они могут быть высокого качества и приобрести значительную психологическую эффективность.
С помощью кино (прежде всего цветного) и видеозаписей можно представить возможность личному составу увидеть, услышать, а порой и глубоко пережить многие опасные факторы и ситуации тушения пожаров. В результате у него формируются зрительные
и слуховые представления об этих факторах, условиях, обстановке, а вместе с этим снижается психологический эффект их новизны, неожиданности, силы воздействия, когда пожарные столкнутся с ними на самостоятельной работе. С помощью кино и видеофильмов можно ознакомить личный состав с редкими и трудно поддающимися моделированию факторами и ситуациями (например, пожары в высотных зданиях," сопровождающиеся паникой людей и т. п.).
Для психологической подготовки используются игровые и документальные фильмы. Продолжительность их может быть от 5- 10 мин до 1 ч и более. Но во всех случаях к ним предъявляются высокие требования:
показ реальных факторов и условий без их упрощения;
максимально возможное достижение «эффекта присутствия», силы психологического воздействия (что может быть усилено стереоэффектом, цветной пленкой, документальной записью шумов, сопровождающих кадры, дикторским текстом и т. д.);
формирование правильных представлений о факторах, трудностях с одновременным утверждением уверенности в возможности эффективных действий;
показ некоторых устрашающих элементов реальности (трупов, крови, гибели и страданий людей и пр.) без «моделирования» их, готовя людей к встрече с ними, не вызвать отвращение к своей профессии.
Фильмы можно демонстрировать целиком и частями, с остановками для объяснений и с повторением фрагментов. В перспективе целесообразно создать централизованно многократные компоненты фильмов для решения задач психологической подготовки с привлечением специалистов.
На занятиях с успехом могут использоваться и магнитофонные записи (фонограммы) документального характера, они классифицируются по видам звуков. Их можно сделать в каждом гарнизоне
и централизованно, создав целую фонотеку. Записи звуков пожара используются не только для прослушивания и запоминания, но и для развития слуховой чувствительности путем сравнения и различия сходных звуков и определения по ним того или иного события на пожаре. Известно, что опытные пожарные могут по характерному треску и шипению горящих предметов определить место пожара.
Возможности, которые нельзя недооценивать, содержат учебные фотоальбомы. По своему назначению и способам изготовления их можно разбить на две группы: ознакомительные и тренирующие.
Ознакомительные учебные фотоальбомы знакомят обучаемых с различными ситуациями, факторами, обстоятельствами и способами действий личного состава. Фотографии предпочтительнее документальные и цветные. Размещать их в фотоальбомах следует сериями, в определенной логической последовательности, соответствующей развитию какого-то реального процесса. Например, «Распространение огня по помещениям и этажам в зданиях», «Последовательность разрушения конструкций здания, охваченного огнем», «Порядок проведения разведки на пожаре», «Действия подразделения по прибытии к месту пожара», «Действия по локализации распространения горения в подземных галереях» и т. п. Целесообразно создавать комплексы учебных фотоальбомов, централизованно рассылать наборы фотоснимков по гарнизонам с сопроводительными надписями и методическими рекомендациями по их использованию в целях психологической подготовки.
Тренирующие учебные фотоальбомы представляют собой наборы фотографий, подобранных с целью развития у пожарных профессиональности, памяти и мышления. Основной способ размещения фотографий в них: группировка по сходству. В альбоме в определенном порядке размещаются схожие фотографии объектов, их деталей, ситуаций, действий, отличаю-
щиеся друг от друга, а иногда и полностью идентичные. Например, могут быть помещены серии снимков одного и того же пожара, сделанных через короткие интервалы (например, через 30 с, через 1-2 мин и др.), снимков горения разных веществ. Число сравниваемых в серии фотографий может размещаться на одном и разных листах.
Обучаемым предлагают рассматривать и сравнивать снимки, при этом решая: одинаковы они или нет, если различаются, то чем, сколько различий в этих снимках, чем характерен вид горения такого-то вещества, какое значение для действий пожарного имеет различие ситуаций, запечатленных на снимках, и др. Ответы на все вопросы должны содержаться в конце альбома или в отдельном приложении. Усложнение заданий может осуществляться постоянным ограничением времени на решение задачи. Отдельные фотографии могут предъявляться на срок 30, 15, 5 с для оперативного запоминания с последующим требованием словесно описать увиденное или нарисовать по памяти.
С такими же целями могут быть изготовлены наборы диафильмов, слайдов, а для их демонстрации использованы эпидиаскопы, диапроекторы, кодоскопы, аудиторные телевизионные установки.
Наибольшее распространение в гарнизонах пожарной охраны получили сейчас занятия на психологической полосе. Признавая важность их, следует, однако, отметить, что сведение психологической подготовки только к этим занятиям ошибочно, а переоценка психологического значения их недопустима.
Психологические полосы представляют собой комплексы различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций,связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью решать сложные психологические задачи в процессе выполнения некоторых профессиональных действий. В ходе регулярных за-
нятий на психологической полосе у обучаемых формируются:
качество эмоционально-волевой устойчивости, самообладания, решительности, настойчивости, смелости, ловкости, готовности к неожиданностям, выносливости, находчивости, расчетливости;
устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;
быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на возможных боевых позициях и участках ш работы личного состава подразделений пожарной охраны при тушении пожаров;
наблюдательность и привычка к действиям в напряженных ситуациях;
некоторые профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т. д.
Формирование этих компонентов психологической подготовленности может быть обеспечено путем набора различных учебно-тренировочных позиций (различных снарядов, препятствий и учебно-служебных ситуаций), включенных в комплекс психологической полосы. При создании полос необходимо учитывать общие правила их сооружения, к основным из которых относятся:
воспроизведение наиболее специфичных и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной деятельности;
обеспечение максимально психологической эффективности, психологической «закалки»;
возможность варьирования последовательности преодоления препятствий и конкретных ситуаций, устранения их стандартности и сохранения фактора неожиданности при повторных прохождениях полосы одним и тем же обучаемым;
возможность последующего разбора действий обучаемых на полосе;
максимальная дешевизна изготовления и многократное использование психологических полос, их унификация.
Вышеперечисленные требования к
психологическим полосам не затрагивают конкретных сторон их планировочных и инженерно-строительных решений. Необходимо проведение дополнительных исследований по научному обоснованию многих положений: каково оптимальное количество позиций психологической полосы, какие снаряды (объекты) необходимо сооружать на полосе, из каких материалов и конструкций, какие препятствия и ситуации наиболее эффективны в психологическом отношении, какой должна быть строгая последовательность их расположения на полосе и др. Анализ имеющихся психологических полос в гарнизонах пожарной охраны показывает, что в отдельных случаях допускались некоторые ошибки при их создании: попытка неограниченно увеличивать число позиций полосы; включение в ее структуру объектов и препятствий, имеющих значение преимущественно для повышения физической, а не психологической подготовленности обучаемых; увлечение внешними эффектами; недостаточная забота о создании внутренних трудностей для обучаемых.
Исходя из опыта и его анализа, в настоящее время можно сформулировать такие рекомендации по оборудованию психологических полос.
Основными учебно-планировочными позициями (объектами, препятствиями, моделируемыми ситуациями), заслуживающими включения в состав психологической полосы, являются: горящий и задымленный лабиринт (с меняющимся маршрутом прохождения), мостик над открытой емкостью с горящей жидкостью, учебная башня, открытая емкость (приямок) с горящей жидкостью, высотная эстакада с горящими оконными проемами на уровне первого и второго этажей, фрагмент жилого дома, коллекторы разного диаметра, задымленный подвал с очагом пожара. Один из вариантов психологической полосы показан на рис. 9.1.
Возможно включение в состав психологической полосы и других учеб-
ЛЕКЦИЯ
По дисциплине: Пожарно-строевая подготовка
РАЗДЕЛ № 2 « Инструкторско-методическая подготовка»
ТЕМА № 10 «Организация и методика проведения занятий с личным составом караула на огневой полосе психологической подготовки»
Цели лекции:
Учебные: Изучить необходимость организации психологической подготовки личного состава противопожарных подразделений.
Воспитательные: В целях профессиональной подготовки увязать материал с будущей специальностью.
Развивающие: Методика подготовки и обучения на огневой полосе руководителем занятия при работе в составе отделений и караула в экстремальных условиях.
Метод занятия: лекция
Время: 2 часа
Место проведения: лекционный зал
Учебно - материальное обеспечение:
1. Плакаты
Литература, использованная при подготовке лекции:
2. В.В.Теребнев и др. «Пожарно-строевая подготовка» стр. 273 - 280.
3. Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.02. г. «Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России ».
4. Пожарно-строевая подготовка. Рабочая программа.
5. Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Организационная часть лекции: принимается рапорт о готовности курсантов (слушателей) к занятию, отмечаются в журнале отсутствующие
2 .Вопросы лекции:
1. Организация и методика проведения занятий на огневой полосе.
2. Общие положения.
3. Оборудование, назначение и порядок преодоления снарядов.
4. Порядок подготовки к занятиям по ОППП.
5. Периодичность и последовательность проведения занятий на огневой полосе.
6. Требования мер безопасности при проведении занятий на ОППП.
Организация и методика проведения занятий на огневой полосе.
Психологическая специфика деятельности участников тушения пожара связана с особенностями выполняемых задач, условий, средств и способов осуществления своей деятельности. Дым ограничивает видимость, раздражает слизистую оболочку и носоглотку, вызывает слезотечение, затрудняет дыхание, иногда приводит к отравлению организма, проблема - тезирует ведение боевых действий, вызывает повышенное напряжение, снижает ориентировку и т.д.
Ядовитые газы в окружающей среде при тушении пожаров могут быть как на объектах химической промышленности, так и при горении синтетических веществ и материалов на многих других объекта. Постоянный спутник пожаров - повышенная концентрация окиси углерода.
Плохая видимость, темнота порождаются задымлением, контрастами яркого света и неосвещенных мест, а также тушением пожаров в ночное время. Большая яркость огня нередко слепит глаза, темные объекты рядом с яркими воспринимаются плохо. Ночью активизируются явления темновой и световой адаптации зрения (после ослепления ярким светом человек в течение 4-5 мин плохо видит в темноте).
Все это вызывает утомление зрительного анализатора, затрудняет ориентировку, повышает напряженность, делает возможным совершение неожиданных промахов. В обстановке плохой видимости ослаблено "чувство локтя", обостряются ощущения одиночества, заброшенности, которые могут стать причиной страха.
Шум всегда сопутствует процессу тушения пожаров, он нередко достигает очень высокой интенсивности, затрудняющей голосовую связь и сопутствующей снижению работоспособности и ускорению утомления.
Воздействие шума на пожарных может сопровождаться неуверенностью, сомнением в защитных свойствах индивидуальных средств защиты. Ведение боевых действий с использованием индивидуальных средств защиты всегда более затруднительно и утомительно, требует выработки специальных навыков и особой привычки.
Угроза радиоактивного заражения психологически сильно действует на людей, дополнительно обостряется невидимостью радиации, сознанием катастрофичности последствий радиоактивного облучения, необычностью и неизвестностью этого фактора.
Занятия на огневой полосе без воздействия на личный состав огня и дыма проводятся под руководством начальника караула или вышестоящих руководителей, а при воздействие огня и дыма под руководством начальника части (отряда) или его заместителя, дежурного по отряду, сотрудника штаба пожаротушения или вышестоящего руководителя.
ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ: Знать цели и задачи ОППП при подготовке к проведению занятий на ОППП
Общие положения.
Основными целями и задачами психологической подготовки личного состава являются:
Выработка умения работать с пожарно-техническим вооружением в условиях пожара;
Развитие физической выносливости, необходимой для тушения пожаров;
Тренировка личного состава в аппаратах КИП в условия задымленной атмосферы и ограниченной видимости;
Отработка основных видов работ, чаще всего встречающихся при тушении пожаров (разведка пожара, отыскание и вынос пострадавшего, вынос грузов работа в теплодымокамере).
Процесс психологической подготовки длительный, он требует умения и опыта командиров в воспитании пожарного. Поэтому среди многообразных форм тактической психологической подготовки пожарных, наиболее действенными является тренировка личного состава на специальных полигонах, где заданные рубежи тождественны заданной обстановки, которая помогает на пожарах.
Огневая полоса по возможности располагается вдали от производственных, общественных, и жилых зданий. Место выбора строительства огневой полосы должно быть согласовано с соответствующими органами госнадзора.
С учетом особенностей охраняемых объектов и района выезда части допускается производить замену снарядов, родственных по функциональному значению.
Занятия на огневой полосе планируются планом профессиональной подготовки и тематическим планом по подготовке дежурных смен на год, которые разрабатываются и утверждаются руководителем подразделения ГПС. При разработке годового графика учитывается периодичность проведения занятий с пожарными различного срока службы.
Занятия на огневой полосе без воздействия на личный состав огня и дыма проводятся под руководством начальника караула или вышестоящих руководителей, а при воздействие огня и дыма- под руководством начальника части (отряда) или его заместителя, дежурного по отряду, сотрудника штаба пожаротушения или вышестоящего руководителя.
Контроль за уровнем адаптации личного состава на снарядах огневой полосы осуществляется с помощью методики пульсометрии.
Перед началом прохождения отдельных снарядов или полностью всей огневой полосы личный состав должен быть проинструктирован по правилам мер безопасности на огневой полосе.
Занятия на огневых полосах с воздействием на личный состав огня и дыма проводятся только в присутствии на месте проведения медицинских работников.
Перед началом проведения занятий личный состав отделения строиться по номерам боевого расчета у пожарного автомобиля. С учетом выполняемых упражнений, в зависимости от срока службы пожарных, руководитель занятия производит необходимую подготовку соответствующих снарядов. По сигналу руководителя занятий на снарядах зажигаются средства имитации (горючая жидкость промасленная ветошь) и подается команда отделению (караулу) на выполнение упражнения.
ВЫВОД ПО ВТОРОМУ ВОПРОСУ: Знать цели и задачи ОППП и порядок при приодолевания с учетом специфики ОППП.
В последнее время в средствах массовой информации активно освещается применение полосы препятствий в психологической подготовке военнослужащих Минобороны России. Есть психологические полосы и в других силовых ведомствах, например - огневая полоса психологической подготовки пожарных.
Доктор психологических наук (военная психология, 1976), доктор педагогических наук (общая педагогика 1999), профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, академик Академии наук педагогического образования капитан 1 ранга Алексей Михайлович СТОЛЯРЕНКО так описывает психологическую полосу препятствий для военнослужащих внутренних войск (сотрудников Министерства внутренних дел).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ - комплекс профессионально значимых препятствий (учебных позиций), расположенных в 3—5 м друг от друга и преодолеваемых обучающимся сотрудником в едином упражнении. Он может располагаться на участке территории, в учебных помещениях или спортивном зале.
В состав психологической полосы препятствий могут входить: извилистый коридор, проход с дверями, забор, завал, лестница, подвал, подземный лаз, яма, канава с водой и перекинутым через нее бревном или качающимся мостиком, окно, дымо-огневая позиция, карниз на высоте 3—4 м, лабиринт, домик, автомашина, ров, бум и др.
Сотрудники обучаются успешно преодолевать все препятствия в кратчайший срок. Чтобы разнообразить обстановку при повторных упражнениях, наряду со стационарными применяются переносные препятствия (заборчик или стенка высотой 1—2 м, щит с оконным проемом, набросанные ветки, куча автомобильных покрышек и пр.
Учебные позиции можно располагать по прямой линии, кривой или близкой к кругу. Хорошо, когда есть две параллельные линии препятствий — это позволяет выводить на старт двух человек, между которыми возникают соревновательные отношения и повышается напряжение.
Упражнения на психологической полосе препятствий могут быть усложнены прохождением ее обучающимися без отдыха несколько раз, вдогонку (первый обучающийся стартует с опережением второго на 5—15 с), в прямом и обратном направлении, парами, группой, группой с переносом «раненого», с имитацией огня, дыма, резких запахов, газов, шумовых эффектов, криков, взрывов, яркого света в лицо и др.
Имитацией разрушений, «погибших» животных и людей (муляжи), в затрудненных условиях — в сумерки, в темноте (плохо просвечивающая повязка на глазах), при сильном ветре, дожде, снеге, гололеде, при контрастах света и темноты.
Чтобы прохождение полосы не сводилось к физическим и волевым нагрузкам и увеличивались психологические, применяются дополнительные учебные задания:
оказать первую медицинскую помощь «пострадавшему» на пути следования;
вынести из огня «пострадавшего» или имущество (тяжелые предметы);
быть бдительным и отражать нападения «противника» (на полосе в разных местах скрытно располагаются два-три помощника руководителя занятий — имитатора);
изучить обстановку по пути следования и доложить о ее особенностях по возвращении;
запоминать все мелкие детали обстановки (номера автомашин, особенности предметов на «месте происшествия», надписи и плакаты на стенах, столбах и пр., внешние данные встретившихся по пути следования лиц или вывешенных портретов).
Полезно включать периодически в маршрут прохождения полосы стрелковый тир и выполнять в нем упражнения по стрельбе (на специальном тренажере или боевыми патронами), находясь в состоянии учащенного сердцебиения и усталости.
Источник - А.М. Столяренко Лит.: Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. — М., 1987.
Как считает доктор психологических наук профессор Военного университета Минобороны России полковник Александр Григорьевич КАРАЯНИ, когда организаторы превращают отработку на психологической полосе в спортивное шоу, то у военнослужащих ФОРМИРУЕТСЯ ИЗВРАЩЁННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОЕ ,
тактике действий, боевом взаимодействии, формальное отношение к полосе психологической подготовки, неверные целевые установки, заключающиеся в том, чтобы «пройти полосу в установленные сроки».
Как избежать этого вреда? А.Г.Караяни полагает, что прежде всего, необходимо проводить подобные занятия на КОНКРЕТНОМ ТАКТИЧЕСКОМ ФОНЕ, в котором есть АКТИВНЫЙ ПРОТИВНИК (видно его перемещение, слышен огонь его оружия, видны результаты этого огня), которого необходимо уничтожить. Это главная цель.
Полоса психологической подготовки является лишь одним из этапов решения этой боевой задачи. КАРТИННЫЕ ДЕЙСТВИЯ военнослужащих в ходе преодоления полосы должны наказываться, так как РЕАЛЬНЫЙ БОЙ НЕ ПРОЩАЕТ ШОУ-ПОВЕДЕНИЯ.
Военнослужащие в ходе преодоления препятствий (которые внешне похожи на реальные препятствия современного поля боя), НАБЛЮДАЮТ ЗА ПРОТИВНИКОМ (впоследствии их спросят, что они видели),
преодолевают преграды, стараясь не стать мишенью для противника (БЕГ В ПОЛНЫЙ РОСТ ДОЛЖЕН ПРИРАВНИВАТЬСЯ К РАНЕНИЮ),
прикрывают автоматом жизненно важные органы, активно взаимодействуют с сослуживцами (не забывая о противнике).
После преодоления каждого препятствия они ПЕРЕКАТЫВАЮТСЯ в сторону ближайшего укрытия, ориентируются на поле боя, ведут огонь по противнику, перекатываются вновь, вскакивают и продолжают атаку.
На одном из этапов ПСИХОЛОГ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ОКОПЕ (В БОЕВОМ СНАРЯЖЕНИИ) дает команду выполнить тот или иной ПРИЁМ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ.
Военнослужащие, лежа, укрывшись за препятствием, выполняют прием, перекатываются стреляют по противнику и продолжают атаку. ПСИХОЛОГ ФИКСИРУЕТ ОШИБКИ.
В ходе занятий возникают внезапные трудности, даются различные вводные, изменяющие порядок преодоления препятствий, что заставляет военнослужащих ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ В ОБСТАНОВКЕ НОВИЗНЫ, ВНЕЗАПНОСТИ и НЕИЗВЕСТНОСТИ.
Все, кто находится на полосе и рядом с ней, кто фиксирует результаты и ошибки, ведет съемку и т.д., - ВСЕ ОНИ УЧАСТВУЮТ В БОЕ , находятся в укрытиях, перемещаются по полю боя, укрываясь от огня противника и т.д.
После преодоления препятствий психологической полосы ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ НА СТРЕЛЬБИЩЕ, где создана тактическая обстановка в соответствии с которой отступивший ПРОТИВНИК ЗАНЯЛ АКТИВНУЮ ОБОРОНУ и оказывает сопротивление.
При таком подходе к использованию полосы психологической подготовки она позволяет РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:
1) ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ – развивать ловкость, быстроту, силу;
2) БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ – формировать образ боя, тактическое мышление, навыки тактических действий, боевого взаимодействия;
3) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ – развивать смелость, смекалку, способность принимать экстренные решения, взаимопомощь, умение регулировать психическое состояние и т.д. Безусловно, такой подход требует серьезных мысле- и трудо- затрат.
Предлагаю к обязательному просмотру организаторам психологической работы и военным психологам фрагмент фильма "Полоса препятствий", 1984 года, режиссер: Михаил Туманишвили.
В ролях: Олег Меньшиков, Римма Коростелева, Андрей Мягков,
Зиновий Гердт, Андрей Смоляков, Сергей Маковецкий, Игорь Бочкин
Песню исполняет Леонид Филатов.
Полная версия фильма "Полоса препятствий" - https://www.ivi.ru/watch/60308
Тренировка морской пехоты (эпизод из кинофильма «Ответный ход»).
Предлагаю к просмотру фрагмент фильма "Акция - полоса препятствий".
Как сообщили Интерфаксу в пресс-службе Восточного военного округа, психологическая полоса, созданная на базе учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск в Хабаровском крае, включает в себя ряд стрессовых испытаний,
таких как эвакуация из горящего танка, преодоление простреливаемого участка с проволочным заграждением, водная преграда и ближний бой с условным противником.
"Весь процесс проходит в динамике в сопровождении шумовой и дымовой имитации реального боя", - пояснили в пресс-службе ВВО.
Психологическая полоса разработана специалистами центра психологической работы Восточного военного округа с учетом специфики условий прохождения службы в танковых и мотострелковых войсках.
В 2017 году подобные полосы психологической подготовки военнослужащих созданы в двух мотострелковых соединениях округа: в городе Кяхта в Бурятии и в поселке Сергеевка в Приморском крае.
Рекомендуемая ОПППП состоит из следующих снарядов: металлический фрагмент трехэтажного дома, лабиринт, подземная открытая емкость с горящей, жидкостью, фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны, трап над приямком с горящей жидкостью, кабельный коллектор, металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием, мишень (приложение 3).
Снаряд № 1. Металлический фрагмент трехэтажного дома представляет собой сварную металлическую конструкцию Г - образной формы с размерами по длине 7,2 м и 5,5 м, шириной 0,7 м и имеющую по вертикали четыре площадки на разных уровнях. Наиболее удаленная от нулевой отметки площадка находится на высоте 8 м, две площадки - на высоте 5,5 м и одна - на высоте 2,2 м. Площадка на отметке 8 м оборудована оконной рамой. Подъем на площадку высотой 8 м осуществляется по выдвижной трехколенной лестнице, а спуск - по стационарным лестницам. Площадки и лестницы снаряда оборудованы металлическими поручнями высотой 1м.
В ходе выполнения упражнений отрабатываются приемы и способы подъема личного состава с пожарным оборудованием на высоты, а также приобретаются навыки действий пожарных в сложных условиях подъема и спуска. Задача пожарных заключается в установке выдвижной трехколенной лестницы, подъеме по ней через оконный проем на площадку, расположенную на высоте 8 м, и спуске по стационарным лестницам.
Снаряд № 2. Лабиринт представляет собой объемную конструкцию с размерами в плане 12x7,2 м, выполненную из сварных металлических прутьев, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга. Внутренняя часть снаряда состоит из сети металлических преград с изменяющейся планировкой и шириной проходов 1,2 м. Снаряд имеет два основных проема - вход и выход, а также три аварийных выхода. Для создания дымового и огневого эффектов внутри лабиринта имеются семь емкостей для промасленной ветоши, расположенных на высотах 0,8-1,0 м.
Перед пожарными стоит задача преодолеть сложный лабиринт в условиях задымления и ограниченной видимости. В процессе преодоления снаряда личный состав отрабатывает навыки работы в условиях задымленной среды, совершенствует умение ориентироваться в сложной незнакомой обстановке, возникающей в процессе преодоления сооружения (объекта) при наличии внешних эффектов пожара (шумовых, дымовых, световых и т.п.).
Снаряд № 3. Подземная открытая емкость с горящей жидкостью представляет собой бетонированный приямок для горящей жидкости с площадью зеркала 30 м2, разделенный на три отсека (15 м2; 7,5 м2 и 7,5 м2). Приямок заглублен в землю на 0,7 м.
В задачу отделения при выполнении упражнений на снаряде входит прокладка рукавной линии, подача огнетушащих средств и ликвидация горения жидкости, в приямке. Выполнение упражнения на третьем этапе способствует отработке личным составом приемов и способов ликвидации горения ЛВЖ и ГЖ водой, пеной, порошком и другими огнетушащими веществами.
Снаряд № 4. Фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны, представляет собой сварную металлическую конструкцию высотой 2 м, длиной 8 м и шириной 0,8 м. В центре эстакады находится резервуар емкостью 3 м, с горловиной диаметром 0,6 м. Под эстакадой на высоте 1 м установлены металлические лотки шириной 10 см с промасленной ветошью или горючей жидкостью. С обеих сторон под углом по ходу движения имеются металлические лестницы. Площадка и лестницы на всем протяжении оборудованы металлическими поручнями высотой 1 м.
При выполнении упражнений на данном снаряде задача пожарных сводится к тому, чтобы, поднявшись на фрагмент эстакады и преодолев зону высокой температуры и задымления, ликвидировать горение в емкости путем герметизации горловины асбестовым покрывалом и продолжить прокладку рукавной линии. В ходе выполнения упражнения у пожарных формируется психологическая устойчивость и приобретаются навыки работы по тушению пожаров в железнодорожных цистернах.
Снаряд № 5. Трап над приямком с горящей жидкостью состоит из сварных металлических конструкций длиной 6,5 м и шириной 0,9 м. По всей длине трап оборудован ограждающими поручнями высотой 1 м. Трап расположен над бетонированным приямком с размерами в плане 6x3 м и глубиной 0,5 м. Приямок заполняется промасленной ветошью или горючей жидкостью. Вдоль приямка с обеих сторон проложен сухотруб диаметром 77 мм и четырьмя соединительными рукавными головками.
Пятый этап пожарные преодолевают после присоединения магистральной линии к одной из соединительных головок сухотруба. Выполнение упражнения способствует преодолению чувства страха к высокой температуре, выработке уверенности в возможности кратковременного пребывания в зоне огня и дыма при использовании простейших средств зашиты.
Снаряд № 6. Кабельный коллектор представляет собой удлиненное в виде ломаной линии сооружение из типовых сборных железобетонных лотков. Лотки по отношению друг к другу расположены под углом 30-400. В промежутках между лотками размещены противни с горючей жидкостью или промасленной ветошью.
В задачу отделения на данном этапе входит преодоление кабельного коллектора в стесненных и задымленных условиях. Задымление в коллекторе создается путем сжигания горючей жидкости (промасленной ветоши) в противнях, установленных в разрывах между блоками коллектора. Снаряд позволяет формировать у личного состава готовность к преодолению трудностей и опасностей, воспитывать у них смелость, решительность и самообладание при попадании в необычные стесненные условия окружающей обстановки.
Снаряд № 7. Металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием состоит из площадки размером в плане 2x10 м, укрепленной на железобетонных опорах и расположенной на высоте 4 м. НА площадку ведет наклонная металлическая лестница шириной 0,8 м. С левой стороны площадки смонтирован "поврежденный" технологический трубопровод диаметром 100 мм с задвижками. Правая сторона площадки оборудована наклонной поверхностью под углом 450, имитирующей скат крыши. В конце площадки стационарно установлен лафетный ствол и на расстоянии 0,5 м от края площадки столб (труба) диаметром 15-20 см или вертикальная металлическая лестница для спуска пожарных на землю. Площадка по периметру оборудована ограждающими поручнями высотой 1 м.
При подходе личного состава к этому снаряду включается насос по перекачке ЛВЖ в трубопровод, имеющий повреждение во фланцевом соединении. В результате горючая «жидкость под давлением 2-3 атм. истекает из фланцевого соединения и, вспыхнув, создает зону пламени у входа на эстакаду. Поднявшись на площадку, один из пожарных перекрывает задвижку поврежденного трубопровода. Другие пожарные отделения прокладывают по площадке эстакады рукавные линии к лафетному стволу. Ствольщик струей воды из лафетного ствола поражает мишень, расположенную на расстоянии 15-20 м от эстакады. Поразив мишень, пожарные по столбу (трубе) или лестнице производят спуск с площадки эстакады, завершив тем самым полностью преодоление огневой полосы. Выполнение упражнений на седьмом этапе позволяет отработать действия личного состава по ликвидации аварийных ситуаций в технологических установках, приемы и способы работы на наклонных плоскостях в условиях высоты и подачи огнетушащих средств в имитируемый очаг пожара (мишень).
Снаряд № 8 Мишень состоит из емкости для заполнения ее водой от лафетного ствола, установленного на снаряде № 7. Мишень расположена на расстоянии 15-20 м от снаряда № 7 на высоте 5 м от нулевой отметки.
Перед началом проведения занятий личный состав отделения (караула) строится по номерам боевого расчета у пожарного автомобиля, установленного на стартовой площадке. С учетом выполняемых упражнений, в зависимости от срока службы пожарных, руководитель занятий производит необходимую под-готовку соответствующих снарядов (внешний осмотр исправности снарядов, подготовка средств имитации, обеспечение необходимым количеством рукавов и т.д.). По сигналу руководителя занятий на снарядах зажигаются средства имитации (горючая жидкость, промасленная ветошь) и подается команда отделению (караулу) на выполнение упражнения.
При преодолении отделением (караулом) всей ОПППП перед снарядом № 3 (подземная открытая емкость с горящей жидкостью) устанавливается раз-ветвление, создается запас рукавов и боевое развертывание выполняется с установкой автомобиля на водоисточник. При выполнении боевого развертывания в составе отделения прокладывается одна рукавная линия по всей длине ОПППП, и со снаряда №.7 подается ствол "А". У снаряда № 3 запас рукавов должен быть не менее четырех штук.
Наряду с приведенным вариантом, возможно включение в состав ОПППП и других учебных объектов, но всегда необходимо стремиться, чтобы они способствовали формированию типичной ситуации тушения пожара, проявления и развития профессионального мастерства и создавали психологические нагрузки. Правомерно в разных подразделениях создавать ОПППП, отражающие их собственную специфику.
Для усложнения условий обучения, их быстрого изменения необходимо иметь легко трансформируемые объекты: заборы, небольшие эстакады, мишени, перегородки, огневые барьеры, качающиеся мосты, трубы и т.п. Их можно устанавливать в разных местах ОПППП, между стационарными объектами, создавая участки повышенной трудности их проходимости. Целесообразно, чтобы на ОПППП можно было тренировать как отдельных пожарных, так и отделение, и караул в целом.
Если ОПППП делается короткой, то можно размещать учебные объекты в линию. Но лучше образовывать из них круг, овал, квадрат или прямоугольник с размещением в центре водоема. Превосходство такого размещения определяется удобством организации и проведения занятий, контроля за действиям обучаемых и возможностью повторного многократного прохождения ОПППП, что важно для выработки выносливости к устойчивости личного состава.
Для приближения условий к реальным целесообразно в непосредственной близости устанавливать мощные громкоговорящие установки, с помощью которых воспроизводятся различные звуки, сопутствующие тушению пожара: шум горения, треск обрушений, ветра, команды, крики о помощи, стоны пострадавших, крики собравшейся толпы, шум уличного движения, а также специальные звуковые помехи (неприятные звуки, бессвязные фразы, хаотические команды и т.п.), оказывающие раздражающее действие, требующие большой концентрации внимания и воли для решения поставленной задачи. Повышению психологического эффекта способствует установка ярких прожекторов, установок, имитирующих дождь, ветер.