О компании Информационные бизнес системы ibs

Что делать, если мазок на цитологию показывает воспаление?

Какие будут условия и требования

Рецензия на игру Detroit: Become Human (2018)

Приглашение встретить Новый год — для одиноких мужчин и женщин!

Урок окружающего мира "Что из чего сделано

Лей, не жалей: самые прожорливые автомобили российского рынка Городские седаны и спортивные авто

Полироль матовая для пластика автомобиля

Первым снегом понесло. «Первый снег» И. Бунин. Личностные результаты обучения

Как готовить пасту с креветками в сливочном соусе

Макароны с кукурузой Макароны с кукурузой консервированной

Макароны с томатным соусом, кукурузой и зеленью Макароны с кукурузой консервированной

Витамин с для мужской силы

ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов

Федеральная служба по финансовому мониторингу Проведение финансовых расследований

Опасная ситуация. Предмет безопасности жизнедеятельности

Структура ситуации включает: обстановочные составляющие (экстремальные условия); личностные составляющие (образ-Я); деятельностные составляющие (намерения и поведение). Одни и те же обстановочные факторы, будут действовать по-разному на людей, отличающихся своими индивидуальными особенностями.

Ситуация в психологическом плане всегда продукт взаимодействия человека и объективных особенностей ситуации.

Опасная ситуация - это система объективных и субъективных элементов представляющих угрозу для физического выживания и психического здоровья человека. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.

Авария – локальное происшествие техногенного характера, не повлекшее человеческих жертв и непоправимых разрушений объектов.

Катастрофа – крупное происшествие техногенного, социального или природного характера, повлекшее человеческие жертвы и непоправимые разрушения объектов.

ЧС (чрезвычайная ситуация) – официальный термин, используемый в документах, – неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.

В результате чрезвычайной ситуации или по другим причинам может возникнуть экстремальная ситуация - это система объективных и субъективных элементов, возникающая в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что создает угрозу выживанию человека. Например, высокие или низкие температуры, физическая нагрузка, высокие дозы облучения и др.

Первый тип - объективно экстремальные ситуации. Трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно в результате действия непреодолимых сил, без его участия. Они насыщены угрозами, опасностями, трудностями. Бывает, что человек не в состоянии избежать их, иногда он может уменьшить опасность для себя и других, иногда отдалиться и уйти в безопасную зону, а бывает, что человек идет навстречу опасности, увеличивая ее для себя. Таковы, например, ситуации стихийных бедствий, вооруженной борьбы, крупных аварий и катастроф.

Второй тип - потенциально экстремальные ситуации. Объективные трудности, опасности выражены в них неявно, существуют как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека. Оголение электропроводки в доме, хранение пожаро- и взрывоопасных веществ в квартире, газовые плиты, появление признаков ухудшения работы тормозной системы автомобиля, сбор группы подозрительных лиц вблизи охраняемого объекта и пр. Потенциальную угрозу увеличивает пренебрежение техникой безопасности

В жизни человека подавляющее большинство ситуаций, из череды которых состоит жизнь, содержат в себе потенциальные угрозы и опасности разного рода. Нужна постоянная разумная осторожность, осмотрительность и понимание потенциальной опасности, ее степени, вероятности, условий проявления, возрастания ее в отдельных ситуациях. Возникновение экстремальности происходит обычно скачком в основном по вине или воле человека и зависит от его подготовленности.

Третий тип - лично спровоцированные экстремальные ситуации. Риск, трудности и опасности порождаются самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поступками, действиями. Они могут возникать даже по пустякам, из-за ошибок, по неосторожности, непредусмотрительности человека. Примеры: острый конфликт между матерью и ребенком, возникший из-за того, что последний не имеет привычки мыть руки перед едой; конфликт между подругами из-за претензий одной, что другая ей не позвонила, когда та болела; передвижение женщины ночью в одиночестве по темной улице. Часть лично спровоцированных экстремальных ситуаций возникает не сразу за действиями, а отсрочено, в виде непредвиденных негативных последствий. (возникающие и нарастающие с годами материальные и психологические трудности, неустроенность в жизни и -др.) Коренная причина лично спровоцированных экстремальных ситуаций - в человеке, в его недостаточной социальной и психологической сформированности, слабости образованности, воспитанности, а также результат упущений в работе с ним в предшествующее и текущее время жизни.

Четвертый тип - воображаемые (фантазийные) экстремальные ситуации. Эти ситуации тоже создаются человеком, но его разгулявшимся воображением, а не поступками. Они либо вообще объективно не содержат проблем, угроз и опасностей, но их наличие мерещится ему, либо содержат какую-то толику потенциальной угрозы, но видятся и переживаются им как сверхсложные и опасные. Они присущи людям тревожным, эмоциональным, мнительным, слабо подготовленным, неуверенным в себе. В обстановке слухов, социальных и природных катаклизмов, частых неудач, отсутствии достаточной информации такие ситуации могут получать распространение. Объективные особенности обстановки, таким образом, не механически и однозначно придают ситуациям экстремальность. Они представляют собой потенциально психогенные факторы, т.е. факторы, могущие вызывать психологические реакции, но «последнее слово» всегда остается за человеком-личностью с его индивидуальными особенностями.

Экстремальной для человека может оказаться и критическая ситуация – это такая ситуация, в которой он сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей, личностных притязаний).

0

1. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Авария - повреждение системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, станка, которое может сопровождаться взрывами, пожарами, выбросом или разливом аварийных химических опасных веществ (АХОВ) и радиоактивных вещества (РВ), не повлекшее за собой значительного материального ущерба и серьезных человеческих жертв.

Характер источника ЧС может быть: природный, техногенный, биолого-социальный, военный.

Зона ЧС - территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.

Все ЧС классифицируются по трем признакам:

Но сфере возникновения (природные, техногенные, экологические);

По ведомственной принадлежности (в строительстве, в промышленности, в коммунальнобытовой сфере, на транспорте, в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве);

По масштабу возможных последствий (частные, объектовые, местные, региональные и глобальные).

Частные ЧС - масштабы ЧС ограничиваются одной промышленной установкой, небольшим производством, для ликвидации последствий вполне достаточно сил и средств, имеющихся на объекте.

Объектовые ЧС - масштабы ЧС ограничиваются территорией предприятия; для ликвидации последствий привлекаются силы и средства предприятия, их достаточно, чтобы справиться с аварийной ситуацией.

Местные ЧС - масштабы ЧС ограничиваются поселком, городом, районом, отдельной областью; для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в подчинении местной власти, комиссии по ЧС, а также на объектах экономики, расположенных на территории (иногда могут привлекаться войска ГО и подразделения МЧС).

Региональные ЧС - масштабы последствий распространяются на несколько субъектов РФ; ликвидацией последствий ЧС занимаются региональные центры МЧС, для проведения аварийноспасательных работ привлекаются, кроме формирований Гражданской обороны (ГО), войска ГО и другие подразделения МЧС, Министерства внутренних дел (МВД) и Министерства обороны (МО).

Глобальные ЧС - последствия захватывают значительные территории, в том числе и сопредельные страны. Для их ликвидации привлекаются все основные силы МЧС, части МО, МВД, Федеральной службы безопасности (ФСБ). Проведением спасательных и неотложных работ руководит специальная правительственная комиссия или лично начальник ГО страны - Председатель Правительства РФ.

ЧС природного характера делятся: на геологические (землетрясение, извержение вулкана, оползни, сели, снежные лавины),

Метеорологические (ураганы, бури, смерчи),

Гидрологические (наводнения, заторы, засоры, цунами),

Природные пожары (лесные, торфяные, степные),

Массовые заболевания (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии).

ЧС техногенного характера - это аварии разных типов:

На химически опасных объектах,

На радиационно-опасных объектах,

На пожаро - и взрывоопасных объектах,

На гидродинамических объектах,

На транспорте,

В коммунально-энергетических сетях.

Следствием ЧС экологического характера являются различные изменения:

Состояния суши (деградация почв, эрозия, опустынивание),

Свойств воздушной среды (климат, недостаток кислорода, вредные вещества, кислотные дожди, шумы, разрушение озонового слоя),

" состояния гидросферы (истощение и загрязнение водной среды),

Состояния биосферы.

2. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» основными задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) являются:

Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

Осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

Подготовка населения к действиям в ЧС;

Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

Ликвидация ЧС;

Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации ЧС;

Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Согласно утвержденному Положению от 5 ноября 1995 года № 1113 Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней подчиненности:

федеральный,

региональный,

территориальный,

объектовый.

Территориальные подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их административных границ и состоят из звеньев, соответствующих админи

стративно-территориальному делению республик и областей.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) определяются положениями об этих формированиях, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы (ФП) РСЧС создаются Федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности ФП РСЧС определяются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Положение о функциональных подсистемах (ФП) РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ утверждается Правительством РФ.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам ГО и ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

3. Чрезвычайные ситуации, связанные с загрязнением атмосферы и территорий

химически опасными веществами

С каждым годом значительно увеличивается количество химических препаратов, применяемых в промышленности, быту и сельском хозяйстве. Многие из них токсичны и вредны. При проливе или выбросе в окружающую природную среду они способны вызвать массовые поражения людей и животных с тяжелыми последствиями, а также приводят к загрязнению воздуха, воды, почвы и растений. Поэтому они называются химически опасными веществами (ХОВ). К ним относятся все сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). В нормальных условиях хранения они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях. Однако в большинстве случаев они являются жидкостями или газами.

При аварии емкостей, в которых находились химически опасные вещества в жидком состоянии при атмосферном давлении, происходит разлив жидкости с дальнейшим испарением, проникновением в глубокие слои почвы, подвалы, низкие участки местности, водоемы.

В случае повреждения емкостей с химически опасными веществами (в виде сжатых жидкостей, газов) эти вещества выбрасываются в атмосферу, образуя пар, газ или аэрозоли. На организм человека они воздействуют по-разному, проникая через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки.

Они могут быть разделены на следующие группы:

Преимущественно удушающего действия (хлор, фосген, хлорпикрин и др.);

Общеядовитого действия (окись углерода, цианистый водород и др.);

Удушающего и общеядовитого действия (амил, оксид азота, сернистый ангидрид, фтористый водород и др.);

Нейронного действия, то есть влияющие на генерацию, проведение и передачу нервных импульсов (сероуглерод, тетраэтиленсвинец и др.);

Удушающего и нейронного действия (аммиак, гептил, гидразин и др.);

Метаболические, то есть нарушающие обмен веществ в организме (окись этилена, дихлорэтан, диоксин и др.).

Для характеристики токсичности все химически опасные вещества, находящиеся в воздухе, подразделяются на 4 класса:

1-й класс - чрезвычайно опасные;

2-й класс - высоко опасные;

3-й класс - умеренно опасные;

4-й класс - мало опасные.

Класс опасности устанавливается в зависимости от дозы или концентрации, вызывающей хроническое, острое или смертельное действие. При этом большинство сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) относится к 1 -му и 2-му классам.

Количественно поражающее действие химически опасных веществ определяется предельно допустимой концентрацией (ПДК) и токсодозой.

Значение ПДК установлено для нормальных условий трудового процесса или жизнедеятельности, при которых человек подвергается воздействию вредных веществ (ВВ) не менее 8 часов в сутки. Вследствие этого ПДК не может использоваться для оценки опасности аварийных ситуаций с выбросом химически опасных веществ. Для условий аварии применяется оценка в виде токсодозы, то есть количества вещества, вызывающего токсический эффект.

При поступлении химически опасного вещества через органы дыхания токсодозу определяют как произведение концентрации этого вещества (С) во вдыхаемом воздухе на время воздействия (Т), мг х мин /л.

При проникновении химически опасного вещества через кожу, желудочно-кишечный тракт или кровяной поток токсодоза определяется количеством этого вещества Д, приходящегося на 1 кг массы человека, мг/кг.

Различают следующие токсодозы:

1) ЛСТ 50 - средняя смертельная, вызывающая летальный исход у 50% пострадавших;

2) ICT 50 - средняя, выводящая из строя 50% пострадавших;

3) РСТ 50 - средняя пороговая, вызывающая начальные симптомы поражения у 50% пострадавших.

По токсичности все вещества подразделяются на следующие группы:

Чрезвычайно токсичные (ICT 50 менее 1 мг х мин/л);

Высокотоксичные (ICT 50 = 1 ... 5 мг х мин/л);

Сильно токсичные (ICT 50 = 6 ... 20 мг х мин/л);

Умеренно токсичные (ICT 50 = 21 ... 160 мг х мин/л);

Практически нетоксичные (ICT 50 более 160 мг х мин/л).

Предприятие или иной объект народного хозяйства, при авариях и разрушениях которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений химически опасный веществами, называется химически опасным объектом (ХОО).

Крупными запасами химически опасных веществ располагают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностей, черной и цветной металлургии, по производству минеральных удобрений. При этом значительное количество химически опасных веществ (таких, как хлор и аммиак) сосредоточено на объектах пищевой и мясомолочной промышленности, в холодильниках хранилищ и предприятий оптовой торговли, в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В большинстве случаев при аварии и разрушении емкости с химически опасными веществами давление в ней падает до атмосферного, в результате чего жидкое вещество вскипает, преобразуется в пар, газ или аэрозоль и начинает выделяться в атмосферу.

Ядовитое облако, возникшее в момент разрушения емкости в первые 3 минуты, называется первичным облаком зараженного воздуха. Оно распределяется на определенной площади, образуя первичную зону заражения. Оставшаяся часть жидкости растекается по близлежащей поверхности

и, постепенно испаряясь, создает вторичное облако зараженного воздуха, которое накрывает значительно меньшую площадь, чем первичное.

Глубина первичной зоны заражения и зоны чрезвычайной ситуации (ЧС), проявившейся в результате аварии, зависит от концентрации химически опасных веществ, скорости ветра, температуры почвы и воздуха, воздушных вертикальных потоков, влажности воздуха и др.

Например, при скорости ветра:

1 м/с облако от места аварии удаляется на 5 ... 7 км;

2 м/с облако удаляется на 10 ... 14 км;

3 м/с облако удаляется на 16 ... 21 км.

Значительная скорость ветра (до 6 м/с и более) способствует быстрому рассеиванию облака и снижению концентрации химически опасных веществ по глубине зоны.

Продолжительность химического заражения приземного слоя воздуха парами, газами и аэрозолями химически опасных веществ при отсутствии подпитки от испарения разлившейся жидкости может колебаться от нескольких десятков минут до нескольких суток.

Продолжительность заражения местности, техники и строений химически опасными веществами в аэрозольном, капельном или жидком состоянии может составлять от нескольких часов до нескольких месяцев.

Опасные концентрации сильнодействующих ядовитых веществ в непроточных водоемах сохраняются от нескольких часов до нескольких месяцев или даже лет (например, при заражении диоксином); в реках - от 2 до 4 суток; в проточных каналах, реках, ручьях - в течение 1 часа.

Стойкость заражения химически опасными веществами тупиковых улиц, закрытых дворов, подвальных помещений в центральных частях города значительно выше, чем на периферии или открытой местности.

4. Чрезвычайные ситуации военного времени

Опасности военного времени характеризуются следующим образом:

1) они планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и поэтому имеют более сложный и изощренный характер, чем природные и техногенные опасности;

2) в реализации опасностей военного времени меньше стихийного и случайного (оружие применяется, как правило, в самый неподходящий для жертвы агрессии момент и в самом уязвимом месте);

3) развитие средств поражения всегда опережает развитие адекватных средств защиты (в течение какого-то промежутка времени имеется превосходство средств нападения над средствами защиты);

4) для создания средств нападения всегда используются последние научные достижения, привлекаются лучшие научные силы, лучшая научно-производственная база (все это ведет к тому, что от некоторых средств нападения практически невозможно найти средств и методов защиты, например, это относится к ракетно-ядерному оружию);

5) современные и будущие войны все чаще носят террористический, антигуманный характер (мирное население воюющих стран превращается в один из объектов вооруженного воздействия с целью подрыва воли и способности противника оказывать сопротивление).

К современным видам оружия, основанного на новых физических принципах, относятся:

Лазерное оружие;

Источники некогерентного света;

СВЧ-оружие;

Инфразвуковое оружие;

Средства электромагнитного импульса;

Биотехнологическое оружие;

Средства информационной борьбы;

Высокочастотное оружие нового поколения;

Метеорологическое и геофизическое оружие;

Биологическое оружие нового поколения (включая различные психотропные средства);

Химическое оружие нового поколения.

При этом катастрофические последствия для цивилизации представляет возможность применения оружия массового поражения. Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, о запрещении и уничтожении химического и биологического оружия уменьшают вероятность применения оружия массового поражения.

5. Классификация и характеристика опасных ситуаций социального характера

Исторически сложившиеся формы совместной деятельности людей, характеризующиеся определенным типом отношений, образуют общество или социум.

Социум - это особая система, некоторый организм, развивающийся по своим специфическим законам, характеризующимися чрезвычайной сложностью взаимосвязей внутри него.

Результатом этих связей является особая обстановка, создающаяся в отдельных социальных группах, которая может влиять на других людей, не входящих в данные группы.

Социальными называются опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей.

Особенность социальных опасностей состоит в том, что они угрожают большому числу

Социальные опасности могут быть классифицированы по определенным признакам:

1. По воздействию: а) связанные с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и др.); б) связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество); в) связанные с болезнями (СПИД, венерические заболевания и др.);г) опасности суицидов.

2. По масштабам событий: а) локальные; б) региональные; в) глобальные.

3. По половозрастному признаку различают социальные опасности, характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей.

4. По происхождению социальные опасности могут быть случайными и преднамеренными.

Рассмотрим некоторые виды социальных опасностей.

Шантаж в юридической практике рассматривается как преступление, заключающееся в угрозе разоблачения, разглашения позорящих сведений с целью добиться каких-либо выгод. Шантаж как опасность оказывает отрицательное воздействие на нервную систему.

Мошенничество - преступление, заключающееся в завладении государственным, общественным или личным имуществом путем обмана или злоупотребления доверием.

Бандитизм - это организация вооруженных банд с целью нападения на государственные и общественные учреждения либо на отдельных лиц, а также участие в таких бандах и совершенных ими нападениях.

Разбой - преступление, заключающееся в нападении с целью завладения государственным, общественным или личным имуществом, соединенным с насилием (или угрозой насилия), опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению.

Изнасилование - половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица. Уголовное право предусматривает самое суровое наказание за изнасилование.

Захват заложников - представляет собой форму преступления. Его суть состоит в захвате людей (нередко это дети и женщины) одними лицами с целью заставить других лиц выполнить определенные требования.

Террор - физическое насилие вплоть до физического уничтожения.

Наркомания - зависимость человека от приема наркотиков, заболевание, которое выражается в том, что жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне только при условии приема наркотического вещества. Наркомания ведет к глубокому изменению физических и психических функций человека.

Алкоголизм - хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков.

Курение - вдыхание дыма некоторых тлеющих растительных продуктов.

Венерические болезни - инфекционные болезни, передающиеся в основном половым путем. При неправильном лечении эти болезни принимают длительное хроническое течение, иногда при

водящее к инвалидности.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - болезнь, вызванная так называемым вирусом человеческого иммунодефицита. Заражение происходит при попадании даже самого малого количества крови больного человека в кровь здорового.

Суицид - самоубийство, то есть намеренное лишение себя жизни.

5. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 летнего возраста.

Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления 14 лет, за убийство (ст. 105 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактического характера и общественной опасности своих действий (или бездействия).

Состояние алкогольного опьянения не освобождает от уголовной ответственности и не является смягчающим вину обстоятельством.

Умышленное преступление - преступное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом, когда лицо сознает и желает наступления последствий своего преступления.

Преступление, совершенное по неосторожности, - преступное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Обычно это переоценка своих возможностей (силы, ловкости, знаний и т.д.) или обстоятельств, в которых совершается преступление (ночное время, отсутствие людей и т.д.).

Лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, должностного или социального положения, а также других обстоятельств.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

В Уголовном кодексе (УК) выделен самостоятельный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних. К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. За большинство преступлений уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за преступления, перечисленные в части 2 ст. 20 УК, ответственность наступает с 14 лет.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст. 88):

Лишение права заниматься определенной деятельностью,

Обязательные работы,

Исправительные работы,

о лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается только при наличии у осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание.

При этом штраф назначается в размере от 10 до 500 минимальных окладов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет - 3 часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до 1 года.

Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от 1 до 4 месяцев.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним, осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:

В воспитательных колониях общего режима (если это лицо женского пола или лицо мужского пола, впервые приговоренное к лишению свободы);

В воспитательных колониях усиленного режима (если это лицо мужского пола, ранее отбывавшее наказание, связанное с лишением свободы).

Лишение свободы - самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему.

Для несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, может быть применено освобождение от уголовной ответственности. Это используется тогда, когда будет признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

К ним относятся:

Предупреждение;

Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо под надзор специализированного государственного органа;

Возложение обязанности загладить причиненный вред;

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома и т.п.).

Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости и назначаются в целях исправления несовершеннолетних. Если несовершеннолетние не подчиняются указанным ограничениям, то материалы их дела направляют в суд.

Принудительные меры являются мягкой формой воздействия на несовершеннолетних и предполагают, что молодые люди способны сделать необходимые выводы и в дальнейшем строить свою жизнь, не повторяя ошибок юности.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Н.Ф.ТИХОМИРОВА

Тема курса:

"Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром"

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.
Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.
Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.
Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

Лекция 1. Чрезвычайные ситуации - что это?

Лекция 2. Разнообразный мир ветров

Лекция 3. Гроза, молния, метель, гололед
Контрольная работа № 1.
(Срок сдачи до 15 ноября 2004 г.)

Лекция 4. Наводнения

Лекция 5. Землетрясение
Контрольная работа № 2.
(Срок сдачи до 15 декабря 2004 г.)

Лекция 6. Извержения вулканов, цунами

Лекция 7. Оползни, снежные лавины, обвалы, сели

Лекция 8. Лесные пожары

Лекция 1. Чрезвычайные ситуации - что это?

В лекции представлена классификация опасных ситуаций, встречающихся в жизни, в том числе природного характера. Рассказывается о создании МЧС России.

В процессе жизнедеятельности человека всегда существуют различные опасности, которые при определенном стечении обстоятельств могут привести к несчастному случаю. Таким образом, сформулируем: опасная ситуация – это стечение обстоятельств, которое при определенном развитии событий может привести к несчастью.

Чаще всего опасные ситуации создает сам человек, нарушая различные правила и нормы поведения.

Опасные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни, можно условно разделить на три группы:

Название опасной ситуации

Характеристика опасной ситуации

Техногенного характера

Возникает при общении человека с техникой, техническими устройствами, например поведение на дороге, обращение с огнем, электроприборами

Природного характера

Возникает из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий, нарушения правил поведения в природе в разное время года, например плавание в реке или море

Социального характера

Возникает из-за нарушений людьми правил общественной безопасности и порядка, например проникновение в чужую квартиру, кража, угон транспорта

Чем опасная ситуация отличается от чрезвычайной? Прежде всего – тяжестью последствий. Чрезвычайные ситуации (ч.с. ) также делятся на природные, техногенные и социальные.

    Ч.С. природного характера могут быть вызваны землетрясением, наводнением, ураганом, бурей и т.д.

    Ч.С. техногенного характера могут быть вызваны промышленной аварией, взрывом, пожаром.

    Ч.С. социального характера могут быть вызваны ведением военных действий, террористическими актами, эпидемиями.

Задача учителя начальных классов – познакомить детей с различными видами опасностей, встречающихся человеку каждый день, научить школьников избегать необоснованный риск, замечать опасности и предотвращать их появление, а если беда случилась – действовать быстро и грамотно.

Данный курс лекций посвящен Ч.С. природного характера. Ниже приведены термины и определения по выбранной теме.

Термины и определения

Авария – опасное происшествие, создающее угрозы жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Безопасность – такое состояние человека, которое обеспечивает невозможность причинения ему вреда как другими, так и им самим благодаря имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам.

Вихрь – атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси.

Гололед – слой плотного льда, образующийся на земной поверхности и на предметах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана обычно при температуре воздуха от 0 до –3О С.

Гололедица – это тонкий слой льда, который образовался на земной поверхности после оттепели или дождя в результате похолодания, а также после замерзания мокрого снега.

Град – атмосферные осадки, выпадающие в теплое время года в виде частичек плотного льда диаметром от 5 мм до 15 см, обычно вместе с ливневым дождем при грозе.

Гроза – атмосферное явление, связанное с развитием мощных кучево-дождевых облаков, сопровождающееся многократными электрическими разрядами между облаками и земной поверхностью, звуковыми явлениями, сильными осадками, нередко с градом.

Засуха – продолжительное отсутствие осадков в сочетании с высокой температурой и понижением влажности воздуха, приводящее к нарушению водного баланса растений и вызывающее их гибель.

Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности.

Катастрофа – крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.

Лавина – сход снега с гор.

Ливень – кратковременные атмосферные осадки большой интенсивности, обычно в виде дождя или снега.

Метель – перенос снега ветром в приземном слое воздуха, часто сопровождающийся снегопадом.

Молнии – гигантские искры, возникающие между разнозаряженными участками грозовых облаков.

Наводнение – временное затопление значительной части суши водой в результате действия сил природы, вызывающееся увеличением уровня воды.

Опасное природное явление – природное явление, которое по своим интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может поражающе действовать на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Опасные метеорологические явления – это природные процессы и явления, возникающие в атмосфере, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, животных, растения, строения и окружающую природную среду.

Оползень – скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

Паводок – значительный, но кратковременный подъем уровня воды в реке.

Пожар – неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам.

Продолжительный дождь – атмосферные осадки в виде дождя, выпадающие непрерывно или почти непрерывно в течение нескольких суток, могущие вызвать паводки, затопление.

Пыльная буря – перенос больших количеств пыли или песка сильным ветром, сопровождающийся ухудшением видимости, выдуванием верхнего слоя почвы вместе с семенами и молодыми растениями, засыпанием посевов и транспортных магистралей.

Сель – внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов.

Сильная метель – перенос снега над поверхностью земли сильным ветром, возможно, в сочетании с выпадением снега, приводящим к ухудшению видимости и заносу транспортных магистралей.

Сильный ветер – движение воздуха относительно земной поверхности со скоростью свыше 14 м/с.

Сильный снегопад – продолжительное интенсивное выпадение снега из облаков, приводящее к значительному ухудшению видимости и затруднению движения транспорта.

Смерч – сильный восходящий вихрь быстро вращающегося воздуха, имеющий вид темного столба диаметром до 1000 м с вертикальной осью вращения, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой.

Снег – твердые атмосферные осадки, состоящие из мельчайших ледяных кристаллов различной формы, выпадающих из облаков при температуре воздуха ниже 0°С.

Снежный занос – природное явление, связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра свыше 15 м/с (54 км/ч) и продолжительности снегопада более 12 часов.

Стихийное бедствие – разрушительное природное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

Туман – скопление продуктов конденсации в виде капель или кристаллов, взвешенных в воздухе непосредственно над поверхностью земли, сопровождающееся значительным ухудшением видимости.

Ураган – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с.

Циклон – атмосферное явление, связанное с пониженным давлением воздуха и ураганными скоростями ветра, возникающее в тропических широтах и вызывающее огромные разрушения и гибель людей. Местное название тропического циклона – тайфун.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий их жизнедеятельности.

Шквал – редкое кратковременное усиление ветра до 20–30 м/с и выше, сопровождающееся изменением его направления, связанное с конвективными процессами.

Шторм – длительный очень сильный ветер со скоростью свыше 20 м/с, вызывающий сильное волнение на море и разрушения на суше.

Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших Ч.С. и его временному размещению в заранее подготовленных безопасных районах.

Опасные ситуации природного характера

Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.

Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.

По данным ООН за последние 30 лет, по числу пострадавших наиболее опасными являются засухи (33%), наводнения (32%) и тропические штормы (30%), а по числу погибших людей – наводнения (26%), тропические штормы (19%), эпидемии (17%) и землетрясения (13%).

На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. За год в стране количество стихийных бедствий достигает 350–400. Какие из них наиболее часты, можно увидеть в таблице:

Ч.С. природного характера в зависимости от причин их возникновения подразделяются на:

1) геологические (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы);
2) метеорологические (ураганы, бури, смерчи);
3) морские (тайфуны, цунами);
4) гидрологические (наводнения, цунами);
5) природные пожары (лесные, торфяные, степных массивов);
6) инфекционные заболевания людей (эпидемии);
7) инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных;
8) поражения сельскохозяйственный растений болезнями и вредителями.

Опасные природные явления можно классифицировать по многим признакам: происхождению, виду, продолжительности и регулярности действия.

По продолжительности развития и действия различают:

– быстро развивающиеся и кратковременно действующие природные явления, оказывающие преимущественно разрушительное действие на объекты;
– медленно развивающиеся и продолжительно действующие неблагоприятные природные явления, оказывающие преимущественно парализующее или истощающее воздействие.

По регулярности действия во времени опасные природные явления делят на:

– регулярно (периодически) действующие, например наводнения, которые происходят приблизительно в одни и те же сроки и могут быть заранее предсказаны;
– нерегулярно действующие, возникающие в случайный момент времени, например землетрясения, которые предсказать невозможно, и потому они очень опасны.

Министерство по чрезвычайным ситуациям

В 1988 г. в Армении разразилось страшное землетрясение. Несколько городов и сел было стерто с лица земли, тысячи человек погибли, десятки тысяч остались без крова. На помощь пострадавшим пришли войска и спасатели-добровольцы. Люди работали героически, но не умели эффективно действовать в условиях природной катастрофы, не было специального оборудования. В огромной стране практически не было специалистов, умеющих спасать людей во время Ч.С.

Стало понятно, что нужна государственная система спасения людей в Ч.С. 27 декабря 1990 г. Совет Министров РФ принял постановление "Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР". В 1991 г. Российский корпус спасателей преобразован в Государственный комитет по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а в 1994 г. создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Сбор и обработку информации о ситуации в стране круглосуточно осуществляет Центр управления в кризисных ситуациях. Он оснащен самыми современными вычислительной техникой и техникой связи, которые позволяют следить за тем, как развиваются события в районе Ч.С.

Спасателям приходится решать различные задачи: тушить пожары, разбирать завалы после взрывов, ремонтировать поврежденные агрегаты, снимать людей с отколовшихся льдин.

Российские спасатели считаются одними из самых опытных и подготовленных в мире, поэтому они работают не только у нас в стране, но и за рубежом.

В декабре 1999 г. был принят Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который определил организационно-правовые нормы в области защиты граждан России от Ч.С. В 1995 г. была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Предупреждение чрезвычайной ситуации – это комплекс мероприятий, проводимых заранее и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения Ч.С., а также на сохранение здоровья людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении Ч.С. и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей.

Мероприятия по защите населения от Ч.С.

Защита населения от Ч.С. предусматривает применение различных средств и способов защиты, которые должны осуществляться на всех уровнях действия РСЧС.

Комплекс таких мероприятий включает в себя:

1) мониторинг и прогнозирование Ч.С.;
2) оповещение населения об угрозе возникновения Ч.С.;
3) инженерную защиту населения и территорий;
4) подготовку населения к действиям в Ч.С.;
5) эвакуацию населения из опасных районов;
6) организацию аварийно-спасательных работ.

Мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды с целью ее контроля, прогноза и охраны.

Система мониторинга в своем распоряжении имеет сеть метеорологических, сейсмологических и гидрологических станций, наблюдательные посты.

Данные мониторинга и системная информация о различных природных и техногенных процессах и явлениях служат основой для прогнозирования Ч.С., то есть выявления времени ее возникновения, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.

Система оповещения о Ч.С. предназначена для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения природного стихийного бедствия или производственной аварии.

Оповещение населения – заблаговременное предупреждение населения о возможных Ч.С. и о действиях в условиях Ч.С. Оповещение проводится с помощью сирен, радио- и телевещания, а также местных систем информации.

Сигнал оповещения – сигнал, являющийся командой для проведения мероприятий по защите населения от Ч.С.

Звуки сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал "Внимание всем!". Услышав такой сигнал, надо немедленно включить телевизор или радиоприемник и прослушать сообщение местных органов власти. Из сообщения вы узнаете о характере Ч.С., а также прослушаете рекомендации по правилам поведения в сложившейся ситуации.

Инженерная защита населения и территорий осуществляется путем проведения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны с целью предупреждения Ч.С., то есть строительства убежищ и укрытий в зонах вероятных разрушений.

Подготовку населения к Ч.С. ведут на предприятиях, в учреждениях (в том числе в школах на уроках ОБЖ).

Эвакуация из опасных районов может быть заблаговременной или экстренной (безотлагательной). Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах.

Аварийно-спасательные работы направлены на спасение жизни людей и ликвидацию потенциальной опасности Ч.С., а также обеспечение жизнедеятельности населения в Ч.С.

К наиболее распространенным видам аварийно-спасательных работ относятся: извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, подземных сооружений, транспортных средств; тушение пожаров и эвакуация пострадавших; поиск и спасение людей в экстремальных природных ситуациях и др.

Учитель начальных классов на уроках должен познакомить детей с правилами поведения при сигнале "Внимание всем!". Материал надо подать в простой, доступной, легко запоминающейся форме. Материал для беседы можно взять в альбоме-задачнике "Жизнь без опасностей" для 3-го класса на с. 10–11.

Всего в России в 2003 г. произошло 838 чрезвычайных ситуаций, в результате которых 1161 человек погибли и 15631 пострадали. Общее количество Ч.С. в 2003 г. уменьшилось по сравнению с 2002 г. (1139) на 26%, при этом Ч.С. технического характера стало меньше на 36%. В результате техногенных аварий и катастроф пострадали 4948 человек, 891 человек погибли. Количество природных катаклизмов в 2003 г. увеличилось на 3%. В результате природных Ч.С. пострадали 897 человек, погибли 18 человек.

Вопросы для самопроверки:

1. Опасные ситуации какого характера вам известны?
2. Перечислите опасные ситуации природного характера.
3. Какие классификации чрезвычайных ситуаций вам известны?
4. Когда было создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий?
5. Какие мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций предпринимает МЧС?

1. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным: Альбом-задачник. 3 класс. М.: Вентана-Граф, 1998.

2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. № 10; 2003. № 2.

3. Бочкарева Н.Ф., Колбасов Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Калуга: Адэль, 1996.

4. Потапов Б. Классификация опасных природных явлений. // Основы безопасности жизнедеятельности" 2003. № 1.

5. Смирнов А. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.// Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. № 11.

6. Смирнов А. Защита человека в опасных ситуациях. // Основы безопасности жизнедеятельности. 2003 № 5.

7. Хроника происшествий за IV квартал 2003 года // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. № 2.

8. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. М.: Аванта+, 2001.

| Материалы к урокам ОБЖ для 5 класса | План проведения занятий на учебный год | Опасные и аварийные ситуации в доме

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 3
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)




Человек всегда стремился построить себе такое жилище, в котором он мог бы чувствовать себя в безопасности. Недаром сложившаяся в Англии поговорка «Мой дом - моя крепость» разошлась по всему миру. Но известно, что и дома человек тоже не защищён от опасных ситуаций.

Ещё в древности люди использовали для создания жилищ то, что давала им сама природа. Для жилья приспосабливали пещеры, рыли землянки. Жилища строили соответственно местным условиям. Так, в северных районах и теперь можно встретить дома, в которых всё хозяйство объединено под одной крышей, чтобы защитить его от холодов и непогоды. Многие племена, живущие в Африке, строят деревни на сваях, чтобы защитить дома от наводнений во время сезона дождей.

Современная же городская квартира не только защищает человека, но и предоставляет ему разные удобства. Чтобы в квартире было удобно жить, необходимо подать в неё воду, газ, электричество, подключить телефон, провести телевизионную антенну. Человек уже не представляет свою жизнь без света и воды, телевизора и телефона. Однако наличие в квартире большого количества домашней техники и бытовых приборов создаёт условия для возникновения опасных ситуаций.

Причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире):

небрежность (незакрытый кран, забытый включённый утюг, чайник, оставленный без присмотра на включённой газовой плите);


неправильное обращение с бытовой техникой;


неосторожное обращение с огнём и химическими препаратами;


криминальные ситуации (взлом, ограбление, террористический акт).

В некоторых случаях причиной опасных ситуаций в доме может стать и стихийное бедствие. Самое страшное, что может произойти с жилищем, - его полное или частичное разрушение. Оно может быть вызвано затоплением при паводке, землетрясением, сходом снежной лавины в горной местности и даже военными событиями или другими причинами.

Какие опасные ситуации возможны в доме (квартире)?

■ Пожар (в результате неисправности электропроводки или электротехники, неосторожного обращения с огнём);
■ взрыв газа (в результате утечки газа из-за оставленной невыключенной плиты);
■ затопление (в результате неисправности водопровода или из-за незакрытого крана, неисправной стиральной машины);
■ отравление (газом или химическими препаратами);
■ поражение электрическим током (из-за нарушения правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);
■ разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

Опасные ситуации можно и нужно предупреждать!

Исправный электроприбор не загорится. Отремонтированный и закрытый водопроводный кран не потечёт. Ядовитые вещества при правильном хранении и использовании не отравят.

Надо стремиться жить без опасности, научиться быть предусмотрительным в повседневной жизни. Шалости и игры с опасными предметами отправляют многих детей в больницу, доставляя душевные страдания родителям, а физические - самому виновнику.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите о жилищах, которые люди строили раньше и которые строят теперь.
2. Какие опасные ситуации могут возникнуть в доме (квартире)?
3. Назовите наиболее распространённые причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире).
4. Какие правила надо выполнять, чтобы не допустить возникновения чрезвычайной ситуации в квартире?

Анализ истории и проблем развития человека свидетельствует о том, что потребности и мотивы обеспечения его безопасности относятся к числу основных. Стремление к безопасности обусловило объединение наших предков в сообщества, предопределило формирование силовых структур (армии, полиции, служб охраны), привело к созданию многих международных организаций, в т. ч. ООН и Совета Безопасности.

Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

Безопасность - обусловленная законодательными и практическими мерами защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз, способных погубить их, нанести неприемлемый (недопустимый) ущерб.


Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Основными объектами безопасности являются: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

К числу глобальных проблем безопасности можно отнести следующие:

Невосполнимость природных ресурсов;

Предельная площадь и продуктивность возделываемых земель;

Загрязнение биосферы при ограниченных способностях биосферы к регенерации;

Резкий рост численности населения планеты;

Снижение динамики развития мировой цивилизации;

Перенасыщенность планеты оружием массового уничтожения.

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них. Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности предполагает:

Анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени;

Определение и описание опасностей;

Разработку эффективных систем и методов выявления опасностей и защиты от них;

Формирование требований по безопасности деятельности к операторам различных систем и населению;

Организацию систем мониторинга и контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

Разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

Организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.

Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.

Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.

Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация - это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).

Экстремальная ситуация возникает при нахождении человека в ледяной воде, в пути во время снежной бури, при пожаре и т.д. В последнее время получило широкое распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчики-испытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.

Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.

Точное определение чрезвычайной ситуации дается в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994): Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или уже повлек за собой человеческие жертвы, причинить ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, сопровождаться значительными материальными потерями и нарушением жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации бывают природного, техногенного, социально-криминального, экологического, биологического, военного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера - это стихийные бедствия, которые бывают литосферного, атмосферного, гидросферного происхождения. Под ЧС техногенного характера понимают аварии и катастрофы, происходящие в техносфере и связанные с производственной, бытовой деятельностью человека и транспортом. К ЧС социально-криминального характера относятся проблемы, не согласующиеся с Российским законодательством. Они подразделяются на опасности без физического воздействия (мошенничество, шантаж и т.д.), с физическим воздействием на человека (изнасилование, убийство, террор и т.д.), общественные выступления (демонстрации, беспорядки, революции и т.д.). Биологические ЧС - это массовые заболевания населения и животных в связи с распространением инфекционных заболеваний. Они подразделяются на эпидемии, эпизотии, эпифитии. Военные ЧС связаны с применением оружия различного типа против населения другого государства или с целью подавления воли своего народа.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайные ситуации классифицируются по сфере возникновения, по масштабу последствии и по ведомственной принадлежности.

Для того чтобы избежать несчастных случаев и нарушений здоровья и экстремальных и чрезвычайных ситуациях, каждый человек должен хорошо знать и соблюдать все условия безопасности, правильно организовывать свою деятельность.

Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.

Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.

Эти дисциплины изучают сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды.

Объект и цели БЖД.

Цели БЖД формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасности окружающей среды, в том числе производственной. Целью также является разработка и внедрение техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, а также создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимального производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных управленческих решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Объектом изучения БЖД является комплекс явлений и процессов в системе "человек-среда обитания", негативно воздействующих на человека и среду обитания. Цель изучения дисциплины - получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и получении практических навыков необходимых для:

· Определения вида опасностей техногенного происхождения, а так же опасностей повседневных и ЧС.

· Создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека в повседневных условиях.

· Реализации мер защиты среды обитания от негативного воздействия природного и антропогенного характера.

· Участия в работе по защите населения

Основными задачами БЖД являются:

· распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;

· снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую среду и человека;

· обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

· воспитание любви к окружающей среде, привитие подрастающему поколению основных умений и навыков существования в различных опасных ситуациях должно стать основной целью подготовки будущего педагога.

· модернизация системы обучения и воспитания современного поколения молодых людей предусматривает кардинальные перемены в профессиональной подготовке будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принципы и методы БЖД

Принципы БЖД – основные направления деятельности и элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности.

Значение принципов БЖД: определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и формируются требования по проведению защитных мероприятий

Группы принципов БЖД:

Ориентирующиеся:

1) Профессиональный отбор

2) Принципы формирования негативного воздействия

Управленческие

1) Контроль

2) Принципы стимулирование деятельности направленные на повышение безопасности

3) Принципы ответственности

Организационные

1) регламентация времени в течении которого допускается воздействие на человека негативных факторов.

2) Рациональная организация труда.

3) разработка рационального режима работы.

4) организация санитарно-защитных зон

Технические:

1) использование конкретных технических решений для повышения безопасности

2) защита с помощью организаций.

3) герметизация

4) защита расстоянием

Методы обеспечения БЖД:

1) « А методы » - пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы.

2) « Б методы » - нормализация ноосферы, соответствование среды обитания под необходимые характеристики человека.

3) « В метод » - адаптация человека к ноосфере.

4) « Г метод » - сочетает в себе вышеупомянутые методы.

Вам также будет интересно:

Вышемир: Мой журнал — LiveJournal Эль мю
Цена «путинских вилок» (Эль Мюрид/А.Баранов/М.Калашников)https://youtu.be/pp0awBAPnws...
Учет ГСМ в «1С Учет гсм в 1с 8
При наличии большого количества транспортных средств, источников финансирования,...
Бухучет инфо Повышены лимиты доходов для начисления страховых взносов
Как начислять заработную плату сотрудникам в программе 1с Бухгалтерия 3.0? «1С:Бухгалтерия...
Осуществление благотворительной деятельности
Благотворительность не имеет своей целью получение коммерческой выгоды. Однако организации,...
Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов Требования по охране труда перед началом работы
Требования к профессиям, которые обуславливают профессиональные стандарты и развитие...