О компании Информационные бизнес системы ibs

Что делать, если мазок на цитологию показывает воспаление?

Какие будут условия и требования

Рецензия на игру Detroit: Become Human (2018)

Приглашение встретить Новый год — для одиноких мужчин и женщин!

Урок окружающего мира "Что из чего сделано

Лей, не жалей: самые прожорливые автомобили российского рынка Городские седаны и спортивные авто

Полироль матовая для пластика автомобиля

Первым снегом понесло. «Первый снег» И. Бунин. Личностные результаты обучения

Как готовить пасту с креветками в сливочном соусе

Макароны с кукурузой Макароны с кукурузой консервированной

Макароны с томатным соусом, кукурузой и зеленью Макароны с кукурузой консервированной

Витамин с для мужской силы

ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов

Федеральная служба по финансовому мониторингу Проведение финансовых расследований

1 право собственности на природные ресурсы. Право собственности на природные ресурсы

Под понятием права собственности на землю и другие природные ресурсы, т. е. на природные ресурсы в целом, понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ряде статей Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах.

Исходные положения, регулирующие право собственности на землю и другие природные ресурсы, установлены в ст. 9 Конституции РФ, которая гласит, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Собственность , являясь экономической категорией, представляет собой отношения между людьми по поводу материальных благ, обусловленные принадлежностью данных благ одним лицам (или их коллективам) и отчужденностью от них всех других лиц.

Право собственности в самом общем понимании – это единый, комплексный, многоотраслевой институт, который охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности (присвоенности) материальных благ конкретным лицам.

Выделяют следующие функции института права собственности:

– устанавливают принадлежность того или иного имущества определенному лицу;

– закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию, распоряжению принадлежащим ему имуществом;

– предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника.

Правомочия владения – основанная на законе, т. е. юридически обеспеченная, возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве (на балансе). Правомочия пользования – основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (для производственных или личных нужд). Правомочия распоряжения – возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждений по договору, передачи по наследству, уничтожения и т. п.).

Как субъективное гражданское право собственности определяется как закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, принимая бремя и риск его содержания.

Оно состоит из двух элементов: титульной характеристики, т. е. оно регулирует, за кем закрепляются право собственности, полномочия собственника и иные связанные с этим вещные права, которые могут иметь различное – конституционное, административное, гражданско-правовое и иное содержание; самого содержания правомочий.

Право собственности на природные ресурсы – наиболее полное по объему вещное право, которое предоставляет его обладателю возможность по своему усмотрению решать вопросы использования принадлежащего ему имущества, осуществляя правомочия владения, пользования и распоряжения.

Конституционно закрепленное ст. 9 право собственности на землю и природные ресурсы является экологическим – оно ставит целостные интересы охраны окружающей среды выше интересов субъекта права собственности как одного из участников правового оборота. Оно предполагает большие ограничения для субъекта собственности в его господстве над объектом, чем фактически в любом другом случае.

Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы


В правовой литературе по вопросам собственности традиционно отмечается, что собственность на природные ресурсы как научное понятие употребляется в экономическом и юридическом аспектах*.

__________________________

* См., например, Шемшученко Ю.С. Указ. соч. С. 32; Петров B.В. Экологическое право России: Учебник. С. 122.

При оценке собственности на природные ресурсы и особенно при реализации правомочий собственника по распоряжению и пользованию природными богатствами принципиально важно иметь в виду, что природные ресурсы, в отличие, к примеру, от таких вещей, как предприятие, дорога, удовлетворяют как объекты собственности различные потребности человека – экологические, экономические, оздоровительные, рекреационные, эстетические, культурные и иные, т.е. имеют различную потребительную стоимость. В совокупности соответствующие характеристики природных ресурсов и объектов образуют благоприятную окружающую среду. Соответственно, природные ресурсы как объекты собственности имеют не только экономическое, но и экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение.

Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд*. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.

__________________________

* Мозолин В.П. Указ. соч. С. 5.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права – конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.

Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества*. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

___________________________

* Мозолин В.П. Указ. соч. С. 29.

Наряду с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведенное положение ст. 36 Конституции, Гражданский кодекс предусматривает и иные основания ограничения гражданских прав, в том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Анализ положений данной статьи, касающихся, в частности, защиты основ конституционного строя и здоровья, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные в этой статье ограничения могут быть введены федеральным законом по экологическим соображениям.

Представляется, что реализация правомочий собственника природных ресурсов по пользованию и распоряжению ими должна быть строго урегулирована в законодательстве с учетом того, что природные ресурсы имеют разный потенциал. Как выше отмечалось, они имеют экономическое, экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение. Количественные и качественные характеристики в их динамике находят отражение в отраслевых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) кадастрах. Как правило, в процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т.е. сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользования находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закрепляющих право пользования ими.

Соблюдение этих требований, продиктованное общественным характером природных ресурсов, также является ограничением свободы права собственности на природные ресурсы, независимо от его формы.

Применительно к реализации правомочия по распоряжению природными ресурсами необходимо закрепить в законодательстве дифференцированный подход к распоряжению ресурсами с учетом их исчерпаемости. Правовые требования по предоставлению в пользование исчерпаемых природных ресурсов (минеральных ресурсов) должны быть особенно четко определены с учетом интересов будущих поколений.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

Что касается форм права собственности на природные ресурсы, то они предусмотрены в законодательстве. Е.А. Суханов считает, что «на самом деле юридически есть лишь одно право собственности, у которого могут быть разные субъекты: физические или юридические лица, государство»*. При реализации такого подхода собственность подразделяется на частную и публичную.

____________________________

* Суханов ЕА. Земля как объект гражданского права // Вестник МГУ. Серия Право. 1992. № 5. С. 34.

До 1990 г. в России была единственная форма права собственности на природные ресурсы – исключительная государственная (в отличие от таких товарно-материальных ценностей, как предприятия, сооружения, которые как объекты права собственности находились в «простой» государственной собственности). Сущность исключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, ее недра, воды и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами. Никто иной не мог распоряжаться ими.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех видов собственников.

Собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах:

  • как правовой институт;
  • как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность , регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права - конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле .

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д.
Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии со ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему полномочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Имеет ряд характерных признаков , отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота:

  1. признак овеществленности;
  2. признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды;
  3. признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно необходимого труда.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит задача обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы


Общие основания приобретения права собственности установлены Гражданским кодексом РФ.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании , мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

  • обращения взыскания на имущество по обязательствам;
  • изъятия для государственных нужд путем выкупа;
  • изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;
  • перехода наследства государству;
  • реквизиции (изъятия у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества);
  • конфискации (безвозмездного изъятия у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения имущества в случаях, предусмотренных законом. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке);
  • национализации (обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности

В теории права, под отношениями собственности понимают, отношения между людьми или группами людей по поводу конкретного имущество, включая отношения по присвоению этого имущества.

Право собственности на природные ресурсы – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения по поводу владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.

Данное право рассматривает в двух основных аспектах:

· Как институт общей части экологического права, имеющий универсальный характер (право собственности в объективном смысле).

· Как совокупность полномочий конкретного собственника в отношении конкретного природного ресурса (право собственности в субъективном смысле).

Данное право не является абсолютным и ограничивается общественно-значимыми интересами. Например: В соответствии со ст. 36 Конституции РФ, ст. 209 ГКРФ собственник свободно владеет, пользуется и распоряжается природными ресурсами, однако лишь в той мере, в какой это допускается законом, не нарушает прав и законных интересов других лиц и не наносит ущерба окружающей среде.

Пользоваться – извлекать выгоду.

Распоряжаться – определить судьбу вещи.

Владение – обладать и господствовать над вещью. Например: угон автомобиля, не лишает права собственности, а лишает правомочия владения.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, главой 17ой ГКРФ, природоресурсным законодательством – земля и другие природные ресурсы, могут находится в частной\государственной\муниципальной\иных формах собственности. Государственная и муниципальная собственность объединяется в публичную собственность.

Особенности право собственности на природные ресурсы.

Признак овеществлённости – согласно ему, выделяют группы природных объектов, которые по своим объективным свойствам не могут выступать предметом обращения в собственность. Например: Атмосферный воздух.

Признак неотделимости – природных ресурсов от природной среды, согласно ему проводится разграничение между природными и социальными объектами. Природный объект является одновременно неотъемлемой частью природной среды и объектом права собственности. Отделение его от естественной среды его нахождения ведёт к прекращению права собственности на природные ресурсы и возникновению права собственности на товарно-материальные ценности. Пример: Пока нефть в скважине, действует закон о недрах, но когда она покидает естественную среду, перегоняется в хранилище то, уже действует право на товарно-материальные ценности.



Права частной собственности на природные ресурсы.

Права частной собственности на природные ресурсы – это одна из форм права собственности, при которой вышеназванными правомочиями обладают физические и юридические лица.

В соответствии со ст. 36 КРФ, а также: ГКРФ, Земельный кодекс (Глава 3) – в частной собственности находятся земельные участки.

В соответствии со ст. 8 Водного кодекса - в собственности физических и юр. лиц:

Пруды, обводненные карьеры

при условии, что там находится земельный участок. Такие участки неделимы.

В соответствии с ФЗ О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов – в частной собственности находятся водные биоресурсы, обитающие в прудах и обводнённых карьерах находящихся в частной собственности.

В соответствии с Лесным кодексом РФ ст. 8 – в частной собственности допускается нахождение лесных участков не входящих в состав земель лесного фонда.

Законодательство о недрах не допускается нахождение в частной собственности участков недр, но в то же время добытые из недр полезные ископаемые могут находится в частной собственности.

Право публичной(государственной) собственности на природные ресурсы.

Данная форма правособственности является доминирующей среды остальных форма <…>

Делится на два вида на:

Федеральную – это <…>

Региональную

Право муниципальной собственности на природные ресурсы:

Право муниципальной собственности – это одна из форм права собственности, при которой <…>

Согласно законодательству в муниципальной собственности могут находится следующие объекты:

Земельные участки (Земельный кодекс)

Пруды и обводнённые карьеры, полностью расположенные в границах земельных участков находящихся в муниципальной собственности (Водный кодекс)

Водные биоресурсы, обитающие в водоёмах находящихся в муниципальной собственности.

Лесные участки не входящие в состав земель лесного фонда (лесной кодекс)

Участков недр содержащих месторождения общераспространённых полезных ископаемых (Закон о Недрах

Курорты местного назначения (ФЗ об особо охраняемых природных территориях)

Право природопользования.

Под правом природопользования понимают совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств объектов природной среды. Данное право, также как и право собственности, рассматривается в двух основных аспектах:

Как институт общей части экологического права (объективный смысл).

Как совокупность полномочий конкретного природопользователя в отношении конкретного природного ресурса (субъективный смысл).

В зависимости от объекта данного права выделяют следующие виды данного права:

Землепользование (ст. 7 Земельный кодекс).

Водопользование (глава 5 Водный кодекс).

Недропользование (ст. 6 ФЗ о недрах).

Пользование растительным миром, включая лесопользование (Лесной кодекс ст. 25).

Пользование животным миром (Закон о животном мире ст. 34). Два основных вида пользования выделяют: рыболовство и охоту.

Пользование атмосферным воздухом (ст. 14 закона об охране атмосферного воздуха).

В зависимости от целей и оснований возникновения данного права выделяют общее и специальное природопользование:

Общее природопользование является общедоступным, служит для удовлетворения личных потребностей человека и не требует в каждом конкретном случае специального разрешения со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических или юридических лиц. Данное право относится к экологическим правам человека, возникает непосредственно из законов или других НПА в которых также устанавливаются пределы реализации данного права, а также основания для его ограничения или прекращения. Выделяют общее:

Общее землепользование – ст. 85 Земельного кодекса РФ, 262 Гражданского кодекса РФ.

Общее водопользование – ст. 6 Водный кодекс

Общее недропользование – ст. 19 ФЗ о недрах

Общее лесопользование – ст. 11 Лесного кодекса

Общее пользование животным миром – ФЗ о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов и ФЗ об охоте

В отличии от общего, специальное природопользование сопряжено с более значительным воздействием на природу, служит для удовлетворения коммерческих, экономических и иных интересов и реализуется соответствующими субъектами после получения специального разрешения. Выделяют:

Специальное землепользование

Специальное водопользование

Специальное недропользование

Специальное лесопользование

Специальное пользование объектами животного мира

Специальное пользование атмосферного воздуха (ст. 12-18 ФЗ об охране атмосферного воздуха).

Правовое регулирование экологического управления.

Экологическое управление - урегулированную нормами права деятельность, уполномоченными на то органами и организациями, призванную обеспечить эффективную охрану окружающей среды и рациональное природопользование.

Выделяют следующие виды экологического управления:

Общее управление – осуществляется органами общей компетенции и касается всех субъектов экологических отношений реализующих свою деятельность в пределах территорий РФ, субъектов РФ или муниципального образования. К органам общей компетенции отнесены: Президент РФ, Правительство, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Специальное управление – имеет надведомственный характер распространяется в отношении всех организаций вне зависимости от их правовой формы и формы собственности и реализуется органами специальной компетенции. К таким органам относятся: Органы государственной власти для которых решение задач в данной области является их основной задачей. В соответствии с действующей структурой федеральных органов исполнительной власти основным специально уполномоченным государственным органом в данной области является Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Экологическое нормирование - гл. 5 ФЗ об охране окружающей среды

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза – гл. 6 ФЗ об охране окружающей среды, ФЗ об экологической экспертизе

Экологическое лицензирование – ст. 30 ФЗ об охране окружающей среды

Экологическая сертификация и экологический аудит – ст. 1, 31 ФЗ об охране окружающей среды, ФЗ о техническом регулировании

Экологический мониторинг – гл. 10 ФЗ об охране окружающей среды

Экологический контроль - гл. 11 ФЗ об охране окружающей среды

Учёт состояния природных ресурсов и воздействий на окружающую среду

Государственные кадастры (реестры) природных ресурсов – ст. 69 ФЗ об охране окружающей среды.

Внутрихозяйственное управление – осуществляется непосредственно самими хозяйствующими субъектами в процессе реализации ими своей хозяйственной и иной деятельностью. Например: внутрихозяйственный аудит, производственный экологический контроль.

Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значение в системе общественных отношений по природопользованию и охране окружающей природной среды.

Право собственности в субъективном смысле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими Боголюбов С.А., Никитин В.В., Устюгова В.В. Земельное право. М.: Норма, 2011. С.188..

Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст. 129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: Лесном кодексе РФ (ст. 19) «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)., Водном кодексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ «О недрах» (ст. 1-2), Федеральном Законе «О животном мире» (ст. 4) и др. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О животном мире».

Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

  • 1. Государственная собственность :
    • · федеральная собственность;
    • · собственность субъектов Федерации;
  • 2. Муниципальная собственность
  • 3. Частная собственность

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.

Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.

В связи с этим встает вопрос - о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами - Российской Федерацией и ее субъектами. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ разграничение права собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.

Соответственно к федеральным природным ресурсам могут относиться:

  • · земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
  • · земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
  • · земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • · виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
  • · виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
  • · месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
  • · водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
  • · иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

К федеральной собственности относятся земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, находящимися на соответствующей территории.

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям, т.е. участкам земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, решены Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «Об особо охраняемых природных территориях»..

Соответственно особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

К особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Согласно Федеральному закону «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

На континентальном шельфе Российская Федерация осуществляет:

  • · суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без ее согласия;
  • · исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
  • · исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают, однако, правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Достаточно полно решены вопросы отнесения водных объектов к объектам федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований в Водном кодексе РФ. В соответствии со ст. 36 в федеральной собственности находятся «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015).:

  • · поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ;
  • · подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ;
  • · водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
  • · водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных (т.е. нагуливающихся в море, а нерестящихся в реках) и катадромных (т.е. нагуливающихся в реках, а нерестящихся в морях) видов рыб;
  • · трансграничные (пограничные) водные объекты;
  • · внутренние морские воды;
  • · территориальное море Российской Федерации;
  • · водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
  • · водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;
  • · иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. При этом часть этих полномочий Правительство в соответствии с Конституцией РФ и Водным кодексом РФ может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.

В собственности субъектов РФ, согласно Водному кодексу РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности. Водные объекты признаются собственностью субъектов РФ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ст. 37).

Что касается лесов, то они в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ находятся преимущественно в государственной собственности. Причем лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Но общие для общества задачи решаются на трех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном.

Представляется, что природные ресурсы, кроме земельных, преимущественно должны оставаться федеральной собственностью. Федерация, распоряжаясь природными богатствами от имени народа, должна обеспечивать интересы общества и государства, в том числе территорий. Распоряжение природными ресурсами, т.е. предоставление их в пользование, должно осуществляться под взаимным контролем федеральных органов и территориальных. Этому, в частности, способствует единая система органов государственного управления по использованию и охране природных ресурсов в пределах территории Российской Федерации.

Законодательное регулирование отношений по распоряжению природными ресурсами осуществляется таким образом, что право пользования ими устанавливается главным образом на основе лицензии, выдаваемой специально уполномоченным органом, который входит в федеральную систему управления природопользованием, и договора, заключаемого правительством субъекта Федерации с природопользователем.

11.1.Виды собственности на природные ресурсы в РФ. Понятие собственности в праве относится к числу базовых, наряду с понятиями свободы, власти, здоровья, жизни и т.п. Право собственности в экологическом праве приобретает специфическое содержание и особое значение. Собственность можно рассматривать и как экономическую категорию - это отношения людей по поводу материальных благ, обусловленные их принадлежностью данным лицам, и отчужденностью от них всех других лиц, и как юридический институт, охватывающий правовые нормы, закрепляющие и охраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам. О праве собственности на землю и другие природные ресурсы сказано в ст.ст. 9, 36 Конституции РФ. Ст. 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст.36 Конституции прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Объектами права собственности могут быть земля и другие природные ресурсы: вода, недра, леса и животный мир, а также природные комплексы (например, заповедники, заказники, национальные парки). Атмосферный воздух объектом права собственности не является, поскольку не может быть индивидуализирован, а поэтому исключается возможность владения им.

Субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Права собственника от имени государства осуществляет Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

11.1.1.Право частной собственности на природные ресурсы. Земля отличается от остальных природных ресурсов тем, что выступает в качестве средства производства. Относительно земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, должен осуществляться строгий государственный и общественный контроль за их целевым использованием.

Возрождение частной собственности на землю является одним из главных проявлений земельной реформы в России, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Это право закреплено также в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятом в 2002 г. Иные природные ресурсы (недра, воды, леса, животный мир) в основном пока образуют общественное достояние.

Согласно Водному кодексу РФ 1995 г., обособленные водные объекты также могут принадлежать гражданам и юридическим лицам, однако уточняется, что в частной собственности могут находиться обособленные водные объекты, не имеющие гидрологической связи с другими поверхностными водными объектами.

Лесной кодекс РФ 1997 г. также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в частной собственности.

Представители животного мира (имеются в виду дикие животные, находящиеся в условиях естественной свободы) не могут быть объектами частной собственности (ФЗ «О животном мире»).

11.1.2.Право государственной собственности на природные ресурсы. Государственная собственность является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности на природные ресурсы. Конституция РФ разграничивает право государственной собственности на федеральную (т.е. общегосударственную) и региональную (т.е. собственность субъекта федерации - отдельной области или края), что отражено в Федеративных договорах РФ и субъектов Федерации. В соответствии с Федеративным договором природные ресурсы являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории субъекта Федерации.

Закон предусматривает, что к федеральным природным ресурсам относятся:

1. земельные участки, занятые под хозяйственными объектами федерального значения;

2. участки, предоставляемые для нужд обороны и безопасности страны;

3. особо охраняемые территории и курортные лечебно-оздоровительные зоны федерального значения;

4. виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и охраняемых международными договорами;

5. месторождения полезных ископаемых национального значения;

6. водные объекты, расположенные на территории двух или более субъектов Федерации, а также трансграничные водные объекты;

7. природные ресурсы территориального моря, континентального шельфа и особой экономической зоны РФ;

8. территории закрытых административно-территориальных образований, для которых необходим режим охраны государственной тайны.

В собственности субъектов Федерации, согласно Водному кодексу, могут находиться водные объекты, акватории которых полностью расположены на территории субъекта РФ.

Согласно Лесному кодексу РФ 1997 г., леса находятся преимущественно в государственной собственности. Закон допускает передачу части лесного фонда в собственность субъекта РФ.

Недра России находятся, в основном, в государственной федеральной собственности, являются общенациональным достоянием. По договоренности с субъектами РФ некоторые месторождения полезных ископаемых, не имеющие общенационального значения, могут быть переданы в собственность субъекта Федерации.

Таким образом, все природные ресурсы России, кроме земельных, находятся преимущественно в федеральной и частично в региональной собственности.

11.1.3.Право муниципальной собственности на природные ресурсы. Закон устанавливает, что в состав муниципальной собственности могут входить земельные участки, горные отводы, водоемы, лесные массивы. Это могут быть обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд, особо охраняемые территории местного значения (например, лечебно-оздоровительные местности и курорты). Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления.

11.1.4.Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы. Эти основания в значительной мере зависят от формы собственности. Это право может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества. Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника, если в течение трех лет он не используется по назначению или его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального природопользования.

Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. В п. 3 той же статьи говорится: «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

11.2.Природопользование в Россию Право природопользования - это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, а также совокупность прав и обязанностей природопользователей. В зависимости от объекта различают право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом, животным миром, недропользования. По критерию основания возникновения различают общее и специальное природопользование.

Общее природопользование является общедоступным, нацелено на удовлетворение физических потребностей человека и связано с его конституционным правом на чистую, благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Оно не требует особого разрешения со стороны компетентных государственных органов и осуществляется бесплатно. В земельном законодательстве прямо не предусмотрено общее землепользование. Однако в городах, поселках, сельских населенных пунктах предусмотрены земли общего пользования: улицы, площади, набережные. Достаточно четко и полно право общего природопользования выражено в лесном и водном законодательстве.

В Лесном кодексе (имеется в виду Лесной кодекс РФ 1997 г.) установлено, что граждане могут свободно пребывать в лесном фонде. Там же разъяснено, что для собственных нужд можно собирать дикорастущие плоды, ягоды, грибы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных мероприятиях, заниматься спортом. Однако при этом установлены некоторые ограничения: нельзя собирать дикорастущие растения, занесенные в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащего сырья.

Водный кодекс РФ 1995 г. разрешает общее водопользование без применения технических средств, сооружений и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование реализуется при занятиях водными видами спорта, купании, плавании на маломерных судах, водопое скота.

Закон РФ «О животном мире» не предусматривает права общего пользования животным миром. Однако спортивный и любительский лов видов рыб, не отнесенных к ценным, может осуществляться свободно без применения технических средств (к последним относится рыболовная сеть).

Специальное природопользование связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества. Оно сопряжено с более значительным, чем при общем природопользовании, воздействием на окружающую среду.

Хотя в земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, за исключением уже оговоренных случаев общего землепользования в городах и сельских поселениях, все землепользование в России является специальным. Земли предоставляются в пользование либо на основании разрешения (лицензии), выдаваемого специально уполномоченным государственным органом, либо на основании договора купли-продажи.

Специальное водопользование - это использование водных объектов с применением технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Особой разновидностью специального водопользования является предоставление прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и быта.

К специальному относится пользование животным миром, за исключением спортивного и любительского лова рыбы без применения технических средств.

Субъектом права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться лесом, водой, землей для удовлетворения своих физических потребностей, собственных нужд, но не для осуществления хозяйственной предпринимательской деятельности.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели, причем юридические лица выступают в двух качествах: как хозяйствующие субъекты, с одной стороны, и как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжаться природными ресурсами, - с другой. Субъекты специального природопользования должны обладать дееспособностью, т.е. иметь права и нести обязанности. Так, право на получение лицензии на специальное природопользование возникает у гражданина с 18 лет, а у юридического лица - с момента его государственной регистрации.

Объектами права природопользования являются, как правило, природные ресурсы, а также природные объекты (например, водный объект для сброса сточных вод, для купания). Предоставляемые в пользование природные объекты могут находиться в государственной, частной или муниципальной собственности.

Вам также будет интересно:

Вышемир: Мой журнал — LiveJournal Эль мю
Цена «путинских вилок» (Эль Мюрид/А.Баранов/М.Калашников)https://youtu.be/pp0awBAPnws...
Учет ГСМ в «1С Учет гсм в 1с 8
При наличии большого количества транспортных средств, источников финансирования,...
Бухучет инфо Повышены лимиты доходов для начисления страховых взносов
Как начислять заработную плату сотрудникам в программе 1с Бухгалтерия 3.0? «1С:Бухгалтерия...
Осуществление благотворительной деятельности
Благотворительность не имеет своей целью получение коммерческой выгоды. Однако организации,...
Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов Требования по охране труда перед началом работы
Требования к профессиям, которые обуславливают профессиональные стандарты и развитие...