О компании Информационные бизнес системы ibs

Что делать, если мазок на цитологию показывает воспаление?

Какие будут условия и требования

Рецензия на игру Detroit: Become Human (2018)

Приглашение встретить Новый год — для одиноких мужчин и женщин!

Урок окружающего мира "Что из чего сделано

Лей, не жалей: самые прожорливые автомобили российского рынка Городские седаны и спортивные авто

Полироль матовая для пластика автомобиля

Первым снегом понесло. «Первый снег» И. Бунин. Личностные результаты обучения

Как готовить пасту с креветками в сливочном соусе

Макароны с кукурузой Макароны с кукурузой консервированной

Макароны с томатным соусом, кукурузой и зеленью Макароны с кукурузой консервированной

Витамин с для мужской силы

ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов

Федеральная служба по финансовому мониторингу Проведение финансовых расследований

Виды государственных границ в международном праве. Территории в международном праве

3. Способы территориальных изменений.

4. Международно-правовые механизмы разрешения территориальных проблем.

1. Понятие, юридическая природа и состав
государственной территории

Под территорией в международном праве понимается пространство земного шара с определенным правовым режимом. Это могут быть сухопутная или водная территории, недра, воздушное пространство и небесные тела.

По правовому режиму территории подразделяются на территории с международным режимом, территории со смешанным режимом и государственные.

Территории с международным режимом не принадлежат какому-либо государству в отдельности, а находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами. К территориям с международным режимом относятся: открытое море за пределами территориальных вод и воздушное пространство над ним, международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство и небесные тела, включая Луну.

Территории со смешанным режимом не входят в состав государственных территорий, однако государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права. На территориях со смешанным режимом действуют нормы как международного права, так и зафиксированные национальным законодательством. К территориям со смешанным режимом принадлежат континентальный шельф и экономические зоны.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая находится под суверенитетом определенного государства. С точки зрения международного права, государственная территория выступает как пространство осуществления верховной власти государства, подчиненное его исключительному господству. В состав государственной территории входят:

1. Сухопутная территория, т. е. вся суша в пределах государственных границ, включая флору и фауну, естественные богатства, заключенные в недрах земли.

2. Водная территория, охватывающая внутренние (национальные) воды, включающая в себя морские воды, воды портов, воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если ширина не превышает 24 морских миль; территориальное море – полоса прибрежных морских вод, ширина которых не должна превышать 12 морских миль, а также недра дна территориального моря; воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, а также территориальным морем.

Исключительность государственной власти в пределах границ государства выражается территориальным верховенством, которое является неотъемлемой частью государственного суверенитета, его материальным проявлением. Пределы действия территориального верховенства каждого государства ограничиваются его государственными границами. Территориальное верховенство предполагает, что:

власть государства является высшей и полной по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории: ей принадлежит принятие законов и правил, регулирующих режим государственной территории и отдельных ее составных частей, а также вопросы гражданства, перемещения, въезда в страну и выезда из нее;

государство обеспечивает всеми средствами неприкосновенность и целостность своей территории: никакая часть государственной территории не может быть отчуждена другому государству, кроме как в силу собственного свободного решения передающего ее государства;

государство вправе менять статус государственной территории и границ в соответствии с волеизъявлением народа без вмешательства извне;

государственная власть вправе применять все законные средства властного принуждения для применения законов;

на территории государства исключается действие публичной власти иностранного государства (исключения могут иметь место по согласию государства).

Компетенция государства в отношении его территории определяется также понятием «территориальная юрисдикция» (лат. jurisdictio – судопроизводство). Оно означает установленную законом или иным нормативным актом государства совокупность правомочий его судебных и административных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т. е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения его правомерности применять юридические санкции к правонарушителям. Наиболее ярко территориальность юрисдикции проявляется в уголовной юстиции, где действует принцип принадлежности юрисдикции того места, где совершено преступление.

2. Государственные границы. Виды и способы
установления государственных границ

Современное государство воспринимается только в пределах четко ограниченного пространства. Стабильность территории неразрывно связана с понятием «государственная граница», которая представляет собой линии, обозначенные на карте и на местности, и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом, с одной стороны, и до центра земли и в глубь ее недр – с другой. Понятие «государственная граница» включает практически все аспекты существования государства: политический, оборонный, экономический, социальный и т.д.

Правовое оформление сохранности государственной территории осуществляется через процедуры ее международного признания и установления.

Международное признание границ . Международно-признан­ными государственными границами называют линии разграничения государственных территорий или линии отграничения территории государства от территории с другим правовым режимом, прохождение которых согласовано с сопредельным государством. Установление государственной границы представляет собой довольно длительный, включающий в себя комплекс двусторонних договоров, заключаемых с сопредельными государствами, процесс.

Для международного установления границы должны быть делимитированы и демаркированы. Кроме того, государства договариваются о режиме границы.

Делимитация государственной границы означает описание его в договоре либо максимально точное непосредственное обозначение линии ее прохождения на специальных картах, составляющих неотъемлемую часть межгосударственного договора.

Демаркация государственной границы есть процесс проведения и обозначения линии границы на местности, дополняемый соответствующим описанием в протоколах о демаркации границы.

В теории и практике современного международного права преобладает точка зрения, согласно которой установление границы предполагает окончательность и стабильность. Договоры о границах не содержат положений и условий об их денонсации, а также никаких отменительных условий. Односторонняя отмена договора о границах противоправна в своей основе. Коренное изменение обстоятельства, которое, согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 62), может служить основанием для прекращения других договоров, не распространяется на договоры, устанавливающие границы. Возникновение вооруженных конфликтов также не означает прекращение действия договоров о границах.

Более гибкими и менее стабильными являются договоры о режиме границы, а также соглашения о пунктах пропуска через государственную границу, о взаимных поездках граждан (безвизовом порядке въезда), об упрощенном порядке пересечения государственной границы жителями приграничных районов сопредельных государств, о водопользовании на пограничных реках, строительстве трансграничных объектов (мостов, трубопроводов, плотин, водохранилищ и пр.), судоходстве на пограничных реках, рыболовстве, создании совместных заповедников и по другим вопросам, представляющим общие интересы пограничных государств.

В вопросах договорного оформления государственных границ с бывшими советскими республиками Российская Федерация придерживается единого подхода – признание тех границ, которые существовали на момент распада СССР. Такой подход исключает предъявление каких-либо территориальных претензий одного государства к другому, облегчает окончательное решение территориальных вопросов.

3. Способы территориальных изменений

Принцип территориальной целостности – один из основных принципов современного международного права, закрепленный в Уставе ООН. Вместе с тем принцип суверенитета государства закрепляет за государствами право вносить территориальные изменения в пределах своих границ. Однако любые из них возможны лишь на основе признанных международным правом правовых процедур.

Одной из таких процедур являетсякондоминиум , посредством которого реализуется совместное владение (dominium – собственность, владение). Кондоминиум предполагает осуществляемое на основе равенства совместное управление одной и той же территорией. Правовым основанием кондоминиума служит договор (двусторонний или трехсторонний).

В международном праве понятие «кондоминиум» признается в качестве случая, когда часть территории, состоящая из суши и воды, находится в общем ведении двух или более государств, совместно осуществляющих суверенитет над этой территорией и ее населением». В период 1899–1951 гг. Великобритания и Египет осуществляли кондоминиум в отношении Судана. Великобритания заявила об аннулировании кондоминиума в 1956 г. При помощи кондоминиума был успешно разрешен территориальный спор по поводу Андорры между Францией и Испанией. Территория Андорры (465 кв. км) с 805 г. находилась в режиме кондоминиума Франции и Урхельского епископства Испании. В 1993 г. была принята Конституция Княжества Андорры, которая провозгласила Андорру независимым, демократическим государством с парламентским режимом. Президент Франции и Епископ Урхельский являются Соправителями, наделенными определенными полномочиями.

Унифицированного режима кондоминиума не существует. Однако можно выделить его такие основные признаки, как вхождение территории в состав обоих государств; двойное гражданство; многоязычие государственных языков; нахождение на территории кондоминиума вооруженных сил обоих государств; наличие соответствующих механизмов управления.

История международных отношений демонстрирует и другие способы изменения государственных территорий.

Цессия – уступкачасти территории одним государством другому на основе международного соглашения. Цессия также может проходить и путем взаимного обмена равноценными участками между пограничными государствами.

Аренда – временная передачаодним государством другому части своей территории на условиях, предусмотренных в договоре.

Передача территории на основе плебисцита (всенародного голосования).

Продажа территорий осуществляется на основе договора. Так, территория Аляски и прилегающих к ней островов общей площадью 1530 тыс. кв. км по договору, подписанному 30 марта 1867 г. в Вашингтоне, была продана с согласия российского императора Александра II Соединенным Штатам за 14 320 000 руб. (7 200 000 американских долларов). Сделка по приобретению Аляски состоялась по инициативе госсекретаря США Уильяма Х. Сьюарда. По его же инициативе, США приобрели Виргинские острова, Гавайю, Гренландию и Исландию. Многие американцы обвиняли Сьюарда в растрате государственных средств. В американской истории приобретение Аляски долгое время называли «глупостью Сьюарда», а саму Аляску – «ящиком для льда». Впоследствии приобретение Аляски было признано важнейшей из международных сделок.

Обмен территориями по соглашению сторон. Как правило, речь идет о небольших, равноценных по размеру участках. Пограничными участками государства обмениваются для более удобного расположения границы на местности или уточнения границ. Подобные обмены оформляются международными договорами и требуют последующей ратификации. Такие обмены состоялись в 1951 г. между СССР и Польшей, в 1954 г. – между СССР и Ираном.

4. Международно-правовые механизмы разрешения
территориальных проблем

В территориальном вопросе действует общепризнанный императивный принцип международного права – принцип мирного урегулирования территориальных проблем. Он предполагает такое процедурное решение, которое позволило бы достичь определенного компромисса, отвечающего интересам всех затронутых сторон. Степень достижения взаимовыгодного решения во многом зависит от остроты проблемы, наличия или отсутствия международной напряженности на соответствующих территориях. В зависимости от этих факторов возникают межгосударственные отношения, которые квалифицируются в международном праве как спор, спорная ситуация, территориальный конфликт.

В основе территориальных споров, как правило, лежит вопрос о юридической принадлежности определенных участков территории. Территориальный спор образуется из-за различных позиций сторон (разногласий) относительно существования или действия норм международного права, договорных или обычных, характеризующих юридическую принадлежность того или иного участка территории. Территориальный спор предполагает юридически обоснованную позицию одной стороны в отношении определенного положения границы или каких-либо прав на спорную территорию. Территориальный спор может выражаться в форме протеста одной стороны по поводу действий другой стороны в отношении спорной территории. Спор имеет место в том случае, когда одно государство предъявляет претензии к другому государству, которое отвергает эти претензии или принимает их частично.

Однако не все разногласия образуют территориальные споры. В частности, не образует территориальный спор односторонняя территориальная претензия, при которой заявившее эту претензию государство не оспаривает норм международного права, определяющих линию границы или принадлежность конкретной территории, но по каким-то причинам считает, что эта принадлежность должна быть изменена. Если подобные столкновения интересов не сопровождаются официальным предъявлением претензий друг к другу (хотя и могут выражаться в пограничных инцидентах, концентрации войск на границе и т.п.), они считаются спорными ситуациями.

В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются термины «спор» и «спорная ситуация». Вместе с тем очевидно, что совокупность обстоятельств, приведших к возникновению вначале спорной ситуации, а затем к спору, нередко перерастает в конфликт. Под «конфликтом» (от лат. слова conflictus) следует понимать такую степень противоборства двух (или более) сторон по поводу территориальных разногласий, когда обе стороны совершают определенные действия, направленные друг против друга. Конфликт следует отличать от односторонних действий, которые хотя и могут носить насильственный, агрессивный или какой-либо неприемлемый для другой стороны характер, но не всегда перерастают в противоборство. Международный конфликт определяется как противоборство или столкновение, возникшее на основе серьезных разногласий в ходе разрешения спора.

На споры и на спорные ситуации распространяется принцип их мирного разрешения независимо от того, угрожают они или нет международному миру и безопасности. В современном международном праве принцип мирного разрешения споров выступает в качестве нормы jus cogens. Он впервые был сформулирован в Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. Принцип мирного разрешения закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН, а также в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.

Принцип мирного разрешения международных споров предполагает, что государства обязаны разрешать свои взаимные споры как угрожающие, так и не угрожающие международному миру и безопасности, исключительно мирными средствами. Юридическое содержание этого принципа составляет совокупность прав и обязанностей государств, призванных мирно разрешить возникшую ситуацию. Согласно п. 1 ст. 1 Устава ООН государства – члены ООН принимают на себя обязательство «проводить мирными средствами» урегулирование и «разрешение международных споров и ситуаций».

Механизм реализации принципа мирного урегулирования и разрешения международных споров существует в виде системы средств такого урегулирования. Перечень этих средств содержится в г. VII Устава ООН «Мирное разрешение споров». Статья 33, п. 1 Устава предлагает сторонам, участвующим в любом споре, следующие способы его разрешения: переговоры, обследования, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. При разрешении территориальных споров государства – участники должны прибегать к этим или иным мирным средствам по своему выбору.

Двусторонние обсуждения территориальных проблем на переговорах и консультациях, которые могут вестись как официально, так и неофициально, являются самым эффективным средством. Именно такими являются переговоры между Россией и Японией по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. В совместной Токийской декларации о японо-российских отношениях от 13 октября 1993 г. подчеркивается, что решение вопросов по поводу указанных территорий может быть найдено при помощи переговоров с учетом исторических и юридических фактов. Одним из результатов ведущегося на протяжении ряда лет конструктивного диалога стало опубликование японской и российской сторонами в сентябре 1992 г. «Сборника документов по истории территориального размежевания между Японией и Россией», подготовленного министерствами иностранных дел Российской Федерации и Японии. В Сборнике приведены признаваемые обеими сторонами основные международно-правовые документы, касающиеся двустороннего территориального размежевания.

Территориальный спор или спорная ситуация могут привести к международным трениям и даже повлечь угрозу поддержанию международного мира и безопасности. О таких случаях любой член ООН может довести до сведения Совета Безопасности, который уполномочен расследовать такой спор и рекомендовать надлежащую процедуру для его разрешения или методы урегулирования. Статья 34 Устава ООН уполномочивает Совет Безопасности «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Государство, которое не является членом Организации, может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре, в котором оно является стороной, если оно примет на себя заранее в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные настоящим Уставом. Согласно Уставу ООН (ст. 51 п. 3) при рассмотрении вопросов, касающихся спора, сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования.

Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд. При этом государства подают в суд заявления о признании юрисдикции суда. Решение суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу.

Контрольные вопросы и задания

Лекция 10. Территория в международном праве

10.3. Государственные границы

Государственные границы - сухопутные и водные между государствами - устанавливаются по соглашению, воздушные и границы недр - являются производными от первых двух; границу территориальных вод, примыкающих к открытым водным пространствам, государство устанавливает самостоятельно. В качестве средства установления государственной границы используются:

1) делимитация - договорное определение направления и положения границы с описанием и нанесением ее на карту;

2) демаркация - установление госграницы на местности. Ее осуществляют смешанные комиссии приграничных государств путем сооружения пограничных знаков. О проделанной работе комиссия составляет обстоятельный протокол (обстоятельный - в смысле как подробностей, так и указания существенных обстоятельств, характерных для тех или иных участков границы).

Режим границы закрепляется в договоре. На реках, как правило, граница устанавливается по фарватеру, если река судоходна, или посередине, если она таковой не является.

Изменение границы или ее режима возможно только на основе специального соглашения. В приграничных районах государства на своей территории свободны устанавливать необходимый пограничный режим. Такая свобода, однако, ограничивается принципом ненанесения ущерба соседней стороне: скажем, нельзя допускать работы, которые могут изменить уровень или русло пограничных рек или привести к их загрязнению. Вопросы, относящиеся к плаванию по пограничным рекам (озерам) или иному их народнохозяйственному использованию, решаются по соглашению.

Государственная граница -- это линия, отделяющая территорию государства от территории другого государства или от территории, имеющей иной международно-правовой режим, чем территория государства. Поскольку в состав государственной территории входят сухопутные, водные и воздушные пространства, государственные границы делятся на сухопутные, речные, морские и воздушные.

Государственная граница России является воплощением ее суверенитета, единства территориальной целостности и политической независимости. Вопросы правового регулирования относятся к государственной границе, решаются в Конституции России, в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (с изм. и доп.) (далее -- Закон 1993 г.) и международных договорах, заключенных Россией. Согласно п. «н» ст. 71 Конституции России к ведению Российской Федерации относятся «определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации…».

Границы имеют огромное значение для каждого государства для решения следующих проблем: определение пределов территории государства; обеспечение безопасности государства; контроль за миграционными потоками физических лиц; контроль за передвижением товаров, грузов и других видов экономических связей.

Что касается России, то в последние годы во многих ее приграничных районах интенсифицируется хозяйственная деятельность. Нередко заключаются соглашения об эксплуатации естественных ресурсов (вопросы водопользования и т.д.). Все это требует постоянного внимания не только к внешнеполитическим вопросам сотрудничества с соседними государствами, но и к вопросам техники установления и обустройства границ России. Пограничная политика занимает важное место во внешней политике России, поскольку Российская Федерация имеет границы с 18 сопредельными государствами протяженностью более 60 тыс. км.

Исторически сложилось так, что государственные границы часто устанавливались с учетом имеющихся на местности естественных преград (горы, реки, озера, моря и др.) Такие границы называют орографическими, т.е. проводимыми с учетом рельефа местности. Государственные границы могут устанавливаться посредством проведения прямых линий между точками на местности, такие границы называются геометрическими. Когда граница между государствами проводится с учетом этих двух факторов, они именуются комбинированными. Наконец, государственные границы могут устанавливаться по параллелям и меридианам, такие границы называют географическими (астрономическими); примером может служить карта Африки.

Границы по судоходным рекам чаще всего устанавливаются по середине главного фарватера или по тальвегу реки -- линии, соединяющей наибольшие глубины на реке. На несудоходных реках (ручьях) границы обычно проводятся по середине реки или по середине ее главного рукава. В связи с тем что речные границы бывают подвержены природным изменениям, в договорах нередко указывается порядок учета таких изменений или же, наоборот, подтверждается неизменность прохождения пограничной линии. На пограничных озерах и иных подобных водоемах граница обычно проводится по прямой линии, соединяющей выходы границы этих государств к берегам водоема. На мостах, плотинах и иных гидротехнических сооружениях, проходящих по рекам, ручьям и иным водоемам, границы проходят по середине этих сооружений независимо от прохождения линии границы на воде. Государственной границей на море является внешний предел территориального моря государства или линия разграничения территориального моря соседних или противолежащих государств. Морская граница устанавливается либо внутренним актом государства с учетом принципов и норм международного морского права, либо по соглашению с соседним или противолежащим государством. В Российской Федерации установлен 12-мильный предел ширины территориального моря. При этом 12 морских миль отсчитываются от исходных линий. Это -- линия наибольшего отлива вдоль берега, соединяющая наиболее выступающие части побережья в случае его изрезанности (фиорды), и внешняя кромка внутренних вод портов или некоторых водоемов, таких, например, как Белое море, которое относится к внутренним водам России. Если между противолежащими государствами нет спора о границе, а разделяющая их морская полоса, например, уже ширины их территориального моря, граница проводится на равном расстоянии от побережья этих государств.

Воздушной государственной границей считается воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границы. Никаких специальных соглашений по воздушным границам государства не заключают. Высотный предел воздушной территории имеет важное значение, поскольку призван разделить атмосферу и космическое пространство, которые имеют различный правовой режим. Однако до сих пор не удалось разработать норму о высотном пределе воздушной границы территории. Что касается нижней границы космического пространства в правовом смысле слова, то согласно сложившейся обычной норме международного права она проходит на высоте 90--110 км от Земли.

Определение линии прохождения государственной границы происходит на стадии делимитации и демаркации. Делимитация означает описание прохождения линии границы в договоре и нанесении на карту. Карта и описание прохождения линии границы, если оно сделано в приложении к пограничному договору, должны быть составной частью договора и должны быть ратифицированы вместе с договором. После этого государство осуществляет демаркацию границы, т.е. определение ее на местности на основе заключенного пограничного договора. Демаркация предусматривает подробное описание линии прохождения границы на местности, ее обозначение с помощью специальных пограничных знаков и составление соответствующих документов, которые чаще всего называются протоколами описания границы. Для демаркации обычно создаются совместные комиссии, которые ведут всю работу. По итогам их деятельности составляются протоколы с необходимыми дополнительными документами: схемами, снимками и т.д. Если карты и описания линии прохождения границы не являются составной частью договора, они могут быть не приняты в качестве доказательства, подтверждающего прохождение такой линии. Примером подобного решения явилось решение Международного суда ООН от 12 декабря 1999 г., который рассматривал спор между Ботсваной и Намибией о линии прохождения границы по реке Чобе и принадлежности острова Касикили/Сидуду. Суд не принял к рассмотрению представленную сторонами карту, поскольку она не являлась приложением к международному договору, и, таким образом, не вынес из-за этого решения по данному вопросу относительно принадлежности территории.

Наряду с демаркацией существует процедура, именуемая редемаркацией , когда через некоторое время стороны проводят работу по проверке линии прохождения границы на местности, в связи с чем происходит замена разрушенных знаков или установление новых, а также ряд других работ, поскольку нередко рельеф местности, особенно той, по которой проходят реки, меняется. Итоги редемаркационных работ оформляются так же, как и при проведении работ по демаркации границы.

Ректификация границы -- проведение границы на местности с некоторым отклонением от линии границы, установленной при ее делимитации, например, предоставление небольшого участка территории соседнему государству для обслуживания построенной им гидростанции на пограничной реке, где граница проходила по ее фарватеру или по середине реки. Предоставляемый небольшой участок определяется при согласии заинтересованных сторон новой границей на местности.

Режим государственной границы устанавливается в соответствии с внутренним законодательством каждого государства и его международными договорами. Обычно решаются вопросы содержания границы, ее пересечения людьми и транспортными средствами, перемещения товаров и животных, ведения в районе границы хозяйственной и иной деятельности. В законодательстве России и ряда других стран для разрешения вопросов соблюдения режима государственных границ, урегулирования пограничных инцидентов, поддержания сотрудничества по пограничным вопросам предусмотрено на договорной основе создание института пограничных представителей (пограничных комиссаров, пограничных уполномоченных). В России существует Положение о пограничных представителях Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 462.

С точки зрения международно-правового статуса государственных границ наиболее важное значение имеют принципы неприкосновенности и нерушимости. В соответствии с принципом неприкосновенности запрещаются насильственный захват и присоединение чужих территорий и, соответственно, посягательство на границы других государств. Принцип нерушимости государственных границ образовался по окончании Второй мировой войны и отразил стремление европейских государств признать сложившиеся в послевоенной Европе границы. Согласно Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г. «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Принцип неприкосновенности государственных границ содержит три элемента: обязанность государства соблюдать существующие на местности линии границы; обязанность не допускать перемещения линии границы на местности -- пограничных столбов и других знаков; обязанность не допускать пересечения границы без разрешения или вне установленных правил на ее пересечение.

Споры, возникающие в связи с прохождением границ, должны разрешаться мирными средствами, таким же путем, как и территориальные споры.

В международном праве утвердились нормы, согласно которым смена территориального суверена или иные случаи возникновения правопреемства не дают правовых оснований для пересмотра границ. В ст. 11 Конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. сказано: «правопреемство государств не затрагивает: a) границ, установленных договором; b) обязательств и прав, установленных договором носящихся к режиму границ». Это означает, что международные договоры, устанавливающие границу, могут изменяться или прекращать свое действие только по взаимному согласию заинтересованных сторон. В отличие от иных международных договоров договоры о границах не могут прекращаться по таким основаниям, как прекращение существования субъекта договора, аннулирование договора или в связи с коренным изменением обстоятельств, а также по другим основаниям, предусмотренным в Венской конвенции о праве договоров 1969 г. Практика международных отношений показывает, что в случае правопреемства государство-преемник сохраняет границы государства-предшественника, а пограничные договоры, как правило, являются бессрочными. В своем решении по территориальному спору между Таиландом и Камбоджей Международный суд ООН отметил, что одной из главных целей установления границ между государствами является достижение стабильности, что невозможно, если границы будут изменяться по любому требованию.

Бессрочный характер договоров о границах не означает, что государственные границы не могут изменяться. Декларация принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г., провозгласив принцип нерушимости границ, допускает их изменения «в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности», что не противоречит принципу нерушимости границ, который запрещает односторонние насильственные действия для пересмотра границ. Проблема международно-правового оформления границ стоит перед государствамичленами СНГ, поскольку бывшие административные границы СССР, ставшие для стран СНГ государственными границами, требуют делимитации, демаркации и международно-правового оформления. Это работа кропотливая, требующая учета многих факторов, поскольку административные границы, проходившие между союзными республиками, носили порой условный характер, не учитывали многих факторов, которые имеют важное значение при проведении государственных границ. Договоры о делимитации границ России с рядом соседних стран, таких как Украина, Белоруссия и Казахстан, уже заключены. Россия активно сотрудничает с государствами СНГ по вопросам охраны государственных границ. Так, государства СНГ заключили Соглашение об охране государственных границ и морских экономических зон от 20 марта 1992 г., Соглашение о сотрудничестве по обеспечению стабильного положения на внешних границах стран СНГ от 9 октября 1992 г. и Договор о сотрудничестве в охране границ государств -- участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество, от 26 мая 1995 г.

Демаркационные линии

От государственных границ следует отличать демаркационные линии , которые появляются в результате вооруженного конфликта и последовавшего за ним перемирия. Новейшая история международных отношений знает несколько случаев установления демаркационных линий. Такие линии были установлены, например, на Ближнем Востоке в 1949 г., в Корее в 1953 г. (установлена по 38-й параллели) и во Вьетнаме в 1954 г. В упомянутых трех случаях каждая из сторон рассматривала эти линии не в качестве государственной границы, а лишь в качестве временной линии, главная функция которой подчинена таким военно-политическим целям, как прекращение огня, объединение народов и государств и т.д. Практика показывает, что обычно демаркационная линия определяет линию размежевания вооруженных сил сторон конфликта, для них устанавливаются демилитаризованные зоны, чтобы предотвратить возникновение инцидентов. Другой характерной чертой демаркационных линий является их временный характер. Упомянутые соглашения о перемирии заключались с целью прекратить огонь и создать условия для поиска мирного решения спорных вопросов. Международная демаркационная линия в Корее существует уже десятки лет. Хотя демаркационные линии носят временный характер и, как записано в Декларации ООН о принципах международного права 1970 г., не наносят «ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий», государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения этих линий. Таким образом, тенденция развития международных отношений такова, что эти линии становятся более стабильными, а это способствует поддержанию мира. Нечто похожее происходит и с демаркационными линиями государственных образований, не признанных в качестве субъектов международного права, когда противоборствующие стороны совместно установили такие демаркационные линии, которые поддерживаются с участием других государств.

Международные реки

Международными считаются реки, которые либо протекают по территории нескольких стран, либо разделяют территории двух или более стран. Поскольку использование вод таких рек затрагивает интересы государств, расположенных по их берегам, заинтересованные государства, как правило, заключают соглашения о режиме судоходства и иного использования вод этих рек, однако это правило не является обязательным. Нередко международные реки подразделяют на судоходные, пограничные и трансграничные, т.е. протекающие по территории нескольких государств. Учитывается при оценке реки также наличие или отсутствие выхода реки к морю.

С точки зрения международного права международные реки делятся только на две категории:

национальные реки, расположенные в пределах одного государства, режим использования которых определяется внутренним правом этого государства;

международные реки, по поводу использования которых так или иначе возникают правоотношения между несколькими государствами даже при отсутствии договора, причем эта классификация применяется как к судоходным, так и к несудоходным рекам.

Для судоходных международных рек важное значение имеет принцип свободы судоходства . Как общее правило режим плавания по международным рекам устанавливают сами прибрежные государства. В соответствующих соглашениях заинтересованные государства обычно фиксируют право свободного прохода своих судов через участки рек, проходящих по территории других государств. Это право включает в себя не только плавание по рекам, но также заход в порты, погрузку и выгрузку, посадку и высадку пассажиров. При этом разумеется, что суда, находящиеся в пределах участка реки другого государства, соблюдают законы и правила, установленные этим государством. На международных реках, имеющих важное значение для многих государств, прибрежные государства распространяют принцип свободы судоходства на торговые суда всех стран без дискриминации флага.

Впервые на многостороннем уровне правила судоходного использования международных рек были разработаны и приняты на Венском конгрессе в 1815 г. Затем вопрос судоходства на международных реках рассматривался на ряде других конференций, в частности на Барселонской конференции 1921 г.

Распространение принципа свободы судоходства по международным рекам на все страны - это право, а не обязанность прибрежных государств. В международном праве нет нормы, обязывающей прибрежные государства предоставлять свободу навигации для всех государств. Этот вопрос решается прибрежными государствами в каждом конкретном случае. Так, Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. признает свободу судоходства судов всех государств на основе равенства. Эта Конвенция отражает типичные черты режима международных рек. Наряду с регламентацией порядка судоходства по Дунаю Конвенция предусматривает создание специальной комиссии из представителей придунайских государств, которая наделена широкими правами в целях содействия решению многих вопросов сотрудничества государств на Дунае. Комиссия разрабатывает правила судоходства по Дунаю, организует соответствующие работы на реке в целях обеспечения ее максимального судоходства и участия в его поддержании прибрежных государств.

В последнее время характер использования рек государствами под влиянием развития производства сильно изменился, и судоходство уже не является определяющим видом использования международных рек. Во многих случаях определяющим для государства является промышленное, сельскохозяйственное и иное подобное использование вод международных рек. С этой точки зрения международные реки следует рассматривать как общий природный ресурс прибрежных государств. Развитие современного международного права в области использования вод международных рек идет по пути закрепления принципа справедливости и разумности при использовании таких ресурсов. В 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о праве несудоходного использования вод международных водоемов. Конвенция уточнила понятие международной реки, указав, что для целей несудоходного использования ее вод используются и водные ресурсы, которые, сливаясь, создают международную реку. С учетом этой Конвенции, а также практики государств в международном праве сложился принцип, согласно которому государство не имеет неограниченного права использования международной реки, протекающей через его территорию. В современных условиях согласно международному праву государство, используя «свою» часть международной реки в судоходных и несудоходных целях, должно исходить из принципа разумности и справедливости, учитывать экономические, социальные, экологические и тому подобные последствия своей деятельности и интересы государств, расположенных на международной реке ниже по ее течению. Таким образом, прибрежные государства обязаны сотрудничать со всеми заинтересованными государствами по вопросам водопользования международной реки и в случае возникновения разногласий разрешать их мирными средствами, так же как разрешаются мирными средствами иные споры, возникающие между государствами.

Международные каналы

В отличие от национальных каналов, которые обычно соединяют реки, озера и внутренние воды одного государства, международные каналы создаются для облегчения судоходства по международным морским путям. К ним относят Панамский, Суэцкий, Кильский и Коринфский каналы. Международный характер этих каналов обусловливается прежде всего их географическим положением. Панамский канал связывает Атлантический и Тихий океаны, Суэцкий канал связывает Средиземное и Красное моря с выходом в Индийский океан, Кильский канал связывает Балтийское и Северное моря с выходом в Атлантический океан; Коринфский канал соединяет три моря: Эгейское, Ионическое и Адриатическое. Международные каналы отличаются от международных проливов, используемых для международного судоходства. Их юридическая природа различна. В отличие от проливов, каналы прокладываются по территории одного государства и подпадают под сферу его территориального верховенства, а международные проливы, во-первых, представляют собой естественные явления, а во-вторых, их правовой режим регламентируется нормами международного морского права. Пример таких действий - Декларация правительства Египта от 24 апреля 1957 г., в которой оно заявило, что будет обеспечивать свободное судоходство по каналу для всех стран, подчеркнув, что эта Декларация Правительства является международным документом. В договорах о судоходстве по каналам обычно отмечается их бессрочный характер. Например, в Конвенции относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. было отмечено, что она заключается с тем, чтобы определять режим канала на все времена для всех государств. Правовой режим каждого из указанных выше каналов регулируется нормами, установленными международными договорами. Так, Суэцкий канал открыт для международного судоходства торговых судов для всех стран без различия флага. Любая военная деятельность в трехмильной зоне от входного и выходного порта канала, его военная блокада запрещаются. Все суда и корабли при пользовании каналом обязаны соблюдать правила плавания, включая сдельную лоцманскую проводку, технические требования к судам, правила перевозки грузов, должны платить денежные сборы, устанавливаемые администрацией канала, и т.п.

Судоходство по Панамскому каналу первоначально регулировалось договорами 1901 г. между США и Великобританией и 1903 г. между США и Панамой. Поскольку эти договоры были неравноправными, Панама добилась их пересмотра, и в настоящее время режим плавания по каналу регулируется двумя договорами, заключенными в 1977 г. между США и Панамой: Договором о Панамском канале и Договором о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала. С 1 января 2000 г. канал и все его сооружения перешли под суверенитет Панамы. В Договоре о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала подтверждается свобода судоходства по каналу на основе равенства и без дискриминации флага. К Договору подписан протокол с целью обеспечения на коллективной основе нейтралитета канала. СССР присоединился к протоколу в 1988 г.

Кильский канал проходит по территории Германии и для международного судоходства был открыт согласно Версальскому мирному договору 1919 г. Германия издает правила плавания по каналу с учетом его международного характера. Плавание по каналу открыто для судов всех стран в любое время суток. Плавание военных кораблей разрешается после предварительного уведомления по дипломатическим каналам.

Коринфский канал был построен в конце XIX в. (1883 г.). Режим плавания по каналу определяется законодательством Греции и рядом международных договоров, которые заключила Греция с другими государствами.

Режим международного судоходства по каналам может быть ограничен лишь в исключительных случаях, предусмотренных национальным законодательством и соответствующими международными договорами. Такие ограничения обычно связаны с военной безопасностью и безопасностью плавания по каналу, а также с необходимостью поддержания сооружения каналов в пригодном для эксплуатации состоянии.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.

Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права .

Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами .

Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика , космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.

Государственная территория

Государственная территория — это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом соответствующего государства . Государственную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями).

Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах международной территории (буровые установки, искусственные острова и т.п.).

Правовой режим государственных территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы , определяют вопросы пограничного режима и т.д.

В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами.

  • предложить судну изменить курс, если он может повлечь нарушение режима плавания;
  • остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изменить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано;
  • снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства;
  • осуществлять преследование «по горячим следам » — преследовать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом или договором .

Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов создан институт пограничных представителей (уполномоченных). В их компетенцию входят: осуществление контроля за соблюдением режима Государственной границы; недопущение нарушений границы; обеспечение выполнения договоров о государственных границах; проведение расследования пограничных инцидентов.

Международные и пограничные озера и реки

Многие реки полностью или частично протекают по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Нил, Брамапутра и др.). Такие реки получили название международных.

Хотя международные реки или их части входят в состав территории соответствующего государства и находятся под его суверенитетом, их правовой режим регулируется как национальным законодательством, так и международными договорами прибрежных государств. Так, правовой режим Дуная определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 г., Рейна — Конвенцией о судоходстве по Рейну 1868 г. (с изм. 1919 и 1979 гг.) и т.п.

Соглашениями установлена свобода судоходства по международным рекам иностранных невоенных судов любых государств. Иностранные суда обязаны соблюдать установленные прибрежными государствами и международными соглашениями правила плавания. Плавание по международным рекам иностранных военных кораблей неприбрежных государств в большинстве случаев запрещено.

Особые правила действуют в отношении пограничных рек. Пограничные реки (озера) — это реки (например, Амур) или озера (Каспийское море), по которым проходит граница двух или нескольких государств. Право беспрепятственного плавания по этим рекам (озерам) согласно международному праву , как правило, имеют только суда прибрежных государств. Плавание военных кораблей неприбрежных государств по пограничным рекам (озерам) запрещено.

Правовой режим Арктики

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.

Правовой режим Антарктики

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участвует около сорока государств . Это соглашение на конференции государств — участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным.

В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются». Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отрицает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых притязаний.

Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия . Кроме того, на территории Антарктики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных исследований или для любых иных мирных целей.

За соблюдением Договора установлен строгий контроль . Каждое государство — участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудование, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции.

Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.

Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., другими документами.

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение.

Границы государства - это проложенные в натуре или воображаемые линии на земной и водной поверхности, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.

Государственная граница понимается и как юридически обоснованная условная линия, определяющая пределы государственной территории.

Границы государства подразделяются на сухопутные, речные и озерные (водные), морские, воздушные и границы недр.

Под сухопутными границами понимаются линии, проходящие по характерным точкам рельефа местности или через определенные точки графических координат, а также параллелям и координатам. Как правило сухопутные границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горы, пески, реки, берега, моря, и др.), но могут проводиться по прямой линии от одной точки до другой или совпадать с параллелями и меридианами. В связи с этим различают следующие типы государственной границы:

а) орографические - проводимые с учетом рельефа местности;

б) геометрические - проводимые прямым линиям без учета рельефа местности;

в) астрономические - совпадающие с географическими параллелями и меридианами;

г) комбинированные - строятся на сочетании выше перечисленных типов.

Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские.

Речные границы государства проходят по рекам, причем, если иное не предусмотрено международным правом в виде договора, то границей считается линия, проходящая: на судоходных реках - по середине главного фарватера или по тальвегу (линии наибольших глубин), а на несудоходных реках (ручьях) - по их середине или по середине главного рукава ручья.

На озерах и иных водоемов границы государства проходят по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или иного водоема. Иногда эта граница может проводиться по меридиане, если водоем имеет вытянутую форму, а противолежащие берега принадлежат соседним государствам.

Сухопутные границы и границы по рекам, озерам и иным водохранилищам устанавливаются согласно договорам между определенными государствами. Границы государства, проходящие по реке (ручью), озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов, или уровня воды, так и при отклонении русла в ту или иную сторону, если граничащие государства не имеют между собой иные договоренности по этому вопросу.

Границы государства, проходящие по железнодорожным и автодорожным мостам, а также по плотинам и другим сооружениям, возведенным через пограничные участки рек и ручьев, проводятся по середине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения границ по реке, ручью или иному водоему.



Морские границы устанавливаются на море самостоятельно каждым государством на основе норм международного морского права по внешнему пределу своих территориальных вод, если эти воды не соприкасаются с аналогичными водами других государств. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. В тех случаях, когда территориальные воды двух или более государств соприкасаются, линия границ между ними устанавливается на основе соглашения. При отсутствии такового ни одно из них не имеет права распространять свои территориальные воды за среднюю или равноотстоящую линию, если только нет на то особых обстоятельств.

Морские границы, отделяющие территориальные воды государства от открытого моря, устанавливаются, как правило, законодательством прибрежного государства, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Воздушными границами государственной территории являются боковые и высотные пределы ее воздушного пространства. Боковой границей воздушного пространства служит вертикальная плоскость проходящая через сухопутные и водные линии границ и, поскольку, воздушная всегда следует этим линиям, то никаких особых соглашений по боковым воздушным границам государства не заключается. Высотный предел воздушной территории, отделяющий воздушное пространство от космического, международным правом пока не установлен, но многие государства признают таковым высоту 100-110 км. над уровнем океана.

Никаких особых соглашений по воздушным границам не заключается.

Границы государства неприкосновенны. Их нарушение расценивается как посягательство на суверенитет государства и запрещено международным правом.

Современные сухопутные и водные границы устанавливаются, как правило, по договору между сопредельными государствами и называются договорными.

Процедура установления сухопутных и водных границ между государствами обычно имеет две стадии: делимитацию и демаркацию.

Делимитация - договорное определение общего направления происхождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Договоры, как правило, содержат общее описание прохождения линии границы.

Демаркация - это установление госграницы на местности. Демаркация осуществляется смешанными комиссиями сторон, которое обозначают прохождение госграницы установленными знаками. О всех действиях по демаркации составляются протоколы с подробным описанием прохождения линии границы сопредельных государств, и пограничных знаков. Государственные границы обычно устанавливаются по наиболее характерным точкам и линиям рельефа: рекам, горным хребтам, высотам и т. д.

Редемаркация – это проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков. Такая редемаркация была произведена в районе реки Аракс на советско-турецкой границе в 1967-1972 гг.

Для обеспечения неприкосновенности своих границ государства, путем издания законодательства и заключения соответствующих международных договоров устанавливает специальный режим границ.

Режим государственной границы - это порядок передвижения через границу, проведения различных работ на границе по содержанию линии границы и спецзнаков ее обозначающих, размещения и деятельности контрольно-пропускных пунктов (КПП) и таможенных учреждений, ведения производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы,порядок расследования и урегулирования пограничных инцидентов и т. д.

В целях обеспечения необходимого порядка охраны своих границ государства создают в приграничных областях специальный пограничный режим, который регулируется в основном внутренним законодательством. Пограничный режим устанавливается в пограничной зоне и пограничной полосе.

Пограничная полоса – это расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть установлены контрольно-следовая полоса (КСП) и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу (пересечению) государственной границы (в России не существует).

Пограничная зона – это местность шириной до 5км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них острова. Исходя из характера отношений между сопредельными государствами, пограничная зона может не устанавливаться (например, между Швейцарией и Италией), между странами-членами СНГ государственные границы “прозрачные”, номинальные.

Режим в пунктах пропуска через государственные границы включает правила въезда, временного пребывания, передвижения граждан и иных лиц, производства работ, учета и содержания на пристанях, причалах и в пунктах базирования самоходных и несамоходных судов и средств для передвижения по льду и в территориальных водах, во внутреннем море и в частях вод пограничных рек, озер и иных водохранилищ.

Для упрочнения добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества в практике взаимоотношений России с определенными государствами применяется институт пограничных представителей, которые имеются пограничными комиссарами и уполномоченными. В функции пограничных представителей входит принятие необходимых мер по предотвращению нарушений порядка на границе, расследование и разрешение пограничных инцидентов, а также вопрос о возмещении ущерба, связанного с нарушением режима границы. Вопросы, не урегулированные пограничными представителями, разрешаются в дипломатическом порядке.

1апреля 1993 г. был принят Закон о Государственной границе Российской Федерации, который вступил в действие 4 мая 1993 г. Закон содержит положения об установлении границ, их режиме, о пограничном режиме, полномочиях органов государства в сфере охраны границы и др.

Россия в настоящее время имеет границы с 18 сопредельными государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Среди них – границы, совпадающие с границами бывшего СССР (Норвегия, Финляндия, Польша, Монголия, Китай, КНДР), границы с государствами СНГ (Беларусь, Украина, Казахстан, Грузия, Азербайджан), границы с бывшими советскими республиками, не вошедшими в СНГ (Эстония, Латвия, Литва). В силу ряда причин часть государственной границы России не оформлена в международно-правовом отношении. Последнее относятся прежде всего к границам с государствами СНГ.

Детально позиция России в отношении границ раскрывается в Основах Пограничной политики РФ, утвержденных Президентом 5 октября 1996 г. и представляющих собой “систему официально принятых взглядов”. Основы соответствуют международному праву, в частности, подтверждают принцип нерушимости границ. Оформление границы “осуществляется на основе универсальных принципов международного права”. В соответствии с международным правом решается вопрос о границе с новыми независимыми государствами, образовавшимися на территории СССР. Она “совпадает с прежними границами административно-территориального деления СССР.

Здесь следует отметить, что многократно подчеркиваемая в рамках СНГ “открытость/прозрачность границ” совсем не означает, что Россия не может в соответствующих случаях принимать жесткие меры пограничного, таможенного, санитарного, иммиграционного и прочего контроля на отдельных участках своей государственной границы.

Отмеченное обстоятельство, а также то, что новые государства не всегда в состоянии обеспечить безопасность своих “внешних” границ, побудили их обратиться к совместной охране границ. Этому посвящен целый ряд актов СНГ. В 1994 г. была принята Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ. Декларация не только подтвердила решимость уважать эти принципы, но и закрепила долг каждого участника пресекать действия, направленные против границ других участников.

Значение границ, прежде всего, тем и обусловлено, что они определяют пределы территории. Юридическое оформление границы является одновременно и закреплением права на расположенную за ней территорию. Границы определяют сферу территориальной юрисдикции.

Взаимное уважение границ – необходимое условие мира. Международное право обязывает воздерживаться от любых посягательств на границы других государств, от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории любого государства.

Вам также будет интересно:

Вышемир: Мой журнал — LiveJournal Эль мю
Цена «путинских вилок» (Эль Мюрид/А.Баранов/М.Калашников)https://youtu.be/pp0awBAPnws...
Учет ГСМ в «1С Учет гсм в 1с 8
При наличии большого количества транспортных средств, источников финансирования,...
Бухучет инфо Повышены лимиты доходов для начисления страховых взносов
Как начислять заработную плату сотрудникам в программе 1с Бухгалтерия 3.0? «1С:Бухгалтерия...
Осуществление благотворительной деятельности
Благотворительность не имеет своей целью получение коммерческой выгоды. Однако организации,...
Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов Требования по охране труда перед началом работы
Требования к профессиям, которые обуславливают профессиональные стандарты и развитие...