О компании Информационные бизнес системы ibs

Что делать, если мазок на цитологию показывает воспаление?

Какие будут условия и требования

Рецензия на игру Detroit: Become Human (2018)

Приглашение встретить Новый год — для одиноких мужчин и женщин!

Урок окружающего мира "Что из чего сделано

Лей, не жалей: самые прожорливые автомобили российского рынка Городские седаны и спортивные авто

Полироль матовая для пластика автомобиля

Первым снегом понесло. «Первый снег» И. Бунин. Личностные результаты обучения

Как готовить пасту с креветками в сливочном соусе

Макароны с кукурузой Макароны с кукурузой консервированной

Макароны с томатным соусом, кукурузой и зеленью Макароны с кукурузой консервированной

Витамин с для мужской силы

ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов

Федеральная служба по финансовому мониторингу Проведение финансовых расследований

Юридические факты в административном праве. Структура административно-правового отношения

Лекция 3. Административно-правовые отношения и их особенности

3.2. Юридические факты в административном праве

Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это - юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это - дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

Юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.

Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события.

Действия - активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов, результат активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

1. Правомерные – влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами:

Юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

Юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. пр.: подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер (пр.: приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений).

2. Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают правила поведения, установленные административным правом. Неправомерные действия характеризуются как правонарушение – виновные противоправные деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность. Видами неправомерных действий:

Преступление – правонарушение, имеющее высокую степень общественной опасности;

К правонарушениям относятся дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие.

События - явления окружающей действительности, независящие от воли людей (например, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.).

Юридические факты могут быть:

По порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

По форме своего проявления:

Положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;

Отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения и др.

16. Граждане РФ – субъекты административного права.

Субъектом права является участник общественных отношений которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. Он обладает двумя признаками: во-первых, социальным (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, повелевшего, персонифицированного субъекта); во-вторых, юридическим (признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях).

В общей теории права распространено мнение, что всех субъектов права можно поделить на две группы: граждане и организацииВ науке административного права полезнее было бы говорить об индивидуальных и коллективных субъектах. С понятием «гражданин» связана определенная совокупность прав и обязанностей. Но индивид может быть и студентом, и военнослужащим, и под­надзорным, т. е. иметь различный круг прав и обязанностей, предусмотренных административно-правовыми нормами. Эти наслоения на правовой статус граждан рассматриваемый термин отразить не может. Поэтому лучше назвать первую группу «индивидуальные субъекты административного права». Понятие «гражданин» отражает их общую административную правосубъектность, а понятие «студент» («военнослужащий» и т.д.)- специальную. Что же касается другой группы субъектов, то, кроме организаций, она включает и их структурные подразделения (цех, отделение связи, факультет), и их трудовые коллективы. Поэтому именовать вторую группу «коллективными субъектами» административного права правильнее, такое название более точно отражает состав этой общности и критерий классификации.

Виды административно-правовых отношений

1. Понятие административно-правового отношения и его структура

Административные отношения - общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного управления.

Административные отношения являются разновидностью правовых отношений и выражают все основные признаки, присущие правоотношениям в целом. Вместе с тем административные правоотношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов отношений.

Административные отношения представляют собой не всякие общественные отношения, а лишь управленческие. Они возникают в области функционирования исполнительной власти или в областях, так или иначе связанных с государственным управлением. Государственное управление распространяется на экономическую, социально-культурную, политическую и иные сферы деятельности государства.

Особенность административно-правовых отношений проявляется в сфере их возникновения. Они возникают в связи с практической реализацией исполнительно-распорядительных функций государства в лице его исполнительных органов и должностных лиц. При этом необходимо учитывать, что административное право интересуют только те отношения, которые связаны с управлением, а не любые отношения с участием органов исполнительной власти и должностных лиц. Так, гражданско-правовые отношения с участием государства - предмет регулирования все же по большей части гражданского права.

Административно-правовые отношения могут возникать, равно как и прекращаться, по инициативе одной стороны таких отношений. Инициатором их возникновения или прекращения вправе выступить должностное лицо государства, юридическое лицо, гражданин или любой иной субъект в рамках предоставленных законодательством полномочий. В отличие от этого гражданско-правовые отношения, например, возникают, изменяются и прекращаются, как правило, по соглашению сторон.

В связи с тем, что это управленческие отношения, они являются властеотношениями, т.е. построены по принципу «власть - подчинение», где изначально предполагается неравенство сторон.

В административных отношениях выражаются воля и интересы государства, и, значит, они носят публично-правовой характер.

Административные отношения требуют наличия особого субъекта. В качестве такового выступает исполнительная власть в лице ее полномочных представителей, наделенных властью и возможностью реализации этой власти.

Для административных отношений характерно то, что они не ограничены рамками своей отрасли Административного права. Они проникают в иные отрасли права и в предусмотренных случаях регулируют отношения, относящиеся к предмету иных отраслей. Например, зачисление работника на работу оформляется приказом администрации предприятия, который, по сути, является управленческим актом. Административному регулированию подвержены некоторые отношения земельного, природоохранного, налогового права.

Если для гражданско-правовых отношений характерно наличие ответственности одной стороны перед другой стороной возникших отношений, то для административных отношений это не свойственно. Нарушения в сфере административного права расцениваются как нарушения, направленные против публичных интересов. Соответственно ответственность наступает перед государством.

Это далеко не весь перечень характерных особенностей административных отношений, здесь мы рассмотрели лишь некоторые из них.

Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Его элементы – субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание (порядок осуществления управленческой деятельности).

2. Юридические факты в административном праве

Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это - юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это - дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События - явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).

3. Виды административно-правовых отношений

Государственное управление охватывает многообразные сферы, поэтому административно-правовые отношения различны по своему характеру, направленности и содержанию.

Классификацию административных отношений можно представить следующим образом:

По юридическому характеру:

Материальные, возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами.

Процессуальные, возникающие в сфере управления при разрешении индивидуально-конкретных дел и регулирующиеся процессуальными нормами.

В зависимости от субъектов административных отношении:

Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами. Например, между ректоратом и факультетом

Различными органами, не подчиненными друг другу.

Отношения между государственными и негосударственными органами.

Органами государственного управления и гражданами.

По соотношению прав и обязанностей у субъектов:

Горизонтальные, складывающиеся между несоподчиненными субъектами. Например, между различными министерствами.

Вертикальные. Отношения, в которых один участник подчинен другому. Они возникают по волеизъявлению полномочного органа или должностного лица исполнительной власти и помимо или даже вопреки волеизъявлению другого субъекта.

В зависимости от характера отношений:

Отношения, связанные с непосредственным управлением.

Отношения, не связанные с непосредственным управлением.

По областям деятельности:

В сфере управления народным хозяйством.

В сфере социально-культурного строительства.

В сфере административно-политического строительства.

По способам защиты:

В административном порядке.

В судебном порядке.

Лекция 4. Субъекты административного права

Вопросы: 1. Понятие субъектов административного права и их виды

Индивидуальные субъекты административного права

Коллективные субъекты административного права

Специальный субъект административного права

Обращения граждан и их виды

1. Понятие субъектов административного права и их виды

Субъектами административного права признаются лица и организации, которые в соответствии с установленными нормами могут выступать участниками административных правоотношений. Круг субъектов административного права многообразен. В административные отношения вправе вступать любые лица, наделенные административной правосубъектностью.

Правосубъектность складывается из двух составляющих.

1. Правоспособности , под которой понимается установленная и охраняемая законом возможность субъекта вступать в различного рода административные отношения, приобретать права и обязанности в сфере государственного управления.

2. Дееспособности , которая подразумевает способность субъек­та своими действия приобретать права, создавать юридические обязанности и нести ответственность за свои действия, т.е. возможность реализовывать свою административную правоспособность.

Для административно-правового регулирования характерно, что у ряда субъектов право- и дееспособность совпадают и возникают одновременно. Так, с момента создания государственного органа и закрепления за ним определенных полномочий он одновременно наделяется право- и дееспособностью. В их компетенции получает выражение административная правоспособность этих органов, а в закрепленных за ними полномочия проявляется их административная дееспособность.

Административная правосубъектность юридических лиц возникает с момента их создания.

Иногда административная право- и дееспособность не совпадают, что характерно для административно-правового статуса граждан.

Административное право характеризуется множеством субъектов, наделенных разнообразным правовым статусом.

Административное право различает следующие виды субъектов:

Индивидуальные субъекты (физическое лицо, гражданин, лицо без гражданства, иностранец, должностное лицо и т.д.);

Коллективный субъект (юридическое лицо, организация, структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления и т.д.);

Специальный субъект.

2. Индивидуальные субъекты административного права

Под индивидуальным субъектом административного права понимается физическое лицо (человек), участвующее в административных правоотношениях. С учетом особенностей административного права, в котором подавляющее большинство правоотношений носят характер «властиподчинения», индивидуальные субъекты имеют ряд особенностей, существенно отличающие их от субъектов других отраслей права. В зависимости от того в качестве какой стороны в административных правоотношениях участвует индивидуальный субъект, определяется его правоспособность и дееспособность.

У субъектов административного права, наделенных властными полномочиями дееспособность, как правило, совпадает с общими ее условиями. К таким условиям относится возраст и вменяемость.

По общим условиям дееспособность лица наступает в восемнадцатилетнем возрасте, за исключением определенных случаев, прямо определенных в нормативно-правовых актах. Это правило распространяется на возможность занятие той или иной должности во властных государственных структурах. То же самое правило действует и в отношении психического здоровья лица (вменяемость) претендующего на занятие должности во властных структурах государства.

Однако необходимо помнить, что в административных правоотношениях в качестве субъекта подчинения выступают также физические лица, у которых дееспособность наступает гораздо раньше, чем они достигнут восемнадцатилетнего возраста. Это обуславливается необходимостью управлять такими лицами, наделяя их определенным правовым статусом (школьник, студент, больной и т.д.). Также обстоит дело и с определением вменяемости. Психически больные люди, проходящие лечение, в соответствующих медицинских учреждениях выступают в качестве субъектов административных правоотношений.

Таким образом, дееспособность субъектов административного права напрямую зависит от их роли в административных правоотношений и определяется их правовым статусом.

Правовой статус (объем прав и обязанностей) также зависит от множества различных факторов, которые включают: пол, возраст, гражданство, место проживания, уровень образования, наличие профессии и т.п.

Рассмотрим некоторые особенности правового статуса индивидуальных субъектов административного права.

Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина - сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку.

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ. При этом они пропитаны нормами конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).

Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основе Закона РФ «О милиции» при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающее жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее - это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии. Таким образом гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса - социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что административно-правовой статус гражданина представляет собой единство всех названных его элементов.

Правовой основой административно-правового статуса ино­странных граждан и лиц без гражданства являются междуна­родные акты, Конституция РФ (ст. 27,62, 63), ФЗ от 15.08.96 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въез­да в Российскую Федерацию», ФЗ от 25.07.2002 г. № 118-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Феде­рации», Постановление Правительства РФ от 22.08.98 г. № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имею­щих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне», а также иными законами и подзакон­ными нормативными актами. В настоящее время продолжают действовать некоторые правовые акты Союза ССР в части, не противоречащей российскому законодательству.

По общему правилу иностранные граждане пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное прямо не установлено действующим законодательством. Между тем административно-правовой статус иностранных граж­дан и лиц без гражданства имеет существенные отличия.

1. Момент возникновения. Граждане РФ обладают админист­ративно-правовым статусом на территории России с момен­та своего рождения. У иностранных граждан и лиц без гражданства административно-правовой статус возникает с мо­мента въезда на территорию РФ.

2. Момент прекращения. Иностранные граждане и лица без гражданства теряют административно-правовой статус в момент выезда из России. Граждане РФ имеют админист­ративно-правовой статус вплоть до своей смерти или при­нятия гражданства другого государства.

Административно-правовой статус иностранного гражда­нина и лиц без гражданства ограничен по сравнению со ста­тусом гражданина РФ. Так, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдуме, назначаться на некоторые должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, они не несут воинской обязанности, могут быть ограничены в пра­ве передвижения по России и в праве выбора места житель­ства и т.д.

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны со­блюдать действующее российское законодательство независи­мо от того, проживают они на территории РФ временно или постоянно. Иностранцы и лица без гражданства привлекаются к административной ответственности на равных основаниях с гражданами РФ. Исключение составляют, например, диплома­ты и иные лица, обладающие административным иммунитетом в соответствии с международными нормами.

Тем не менее, к иностранцам и лицам без гражданства мо­гут быть применены некоторые меры административного воз­действия, недопустимые в отношении граждан РФ. Например, в отличие от граждан России, они могут быть депортированы за пределы территории РФ, срок их пребывания на территории РФ может быть сокращен, могут быть аннулированы разреше­ние на их временное проживание или вид на жительство и т.п.

3. Коллективные субъекты административного права

В качестве коллективных субъектов административного права выступают различные организации и объединения. При этом в административном праве коллективный субъект совсем не обязательно должен обладать статусом юридического лица. Так в качестве коллективного субъекта в административном праве признаются участники митинга, демонстрации, пикетирования, забастовки и т.п. В качестве субъектов административного права выступают органы исполнительной власти государства и местного самоуправления, предприятия и учреждения, общественные организации и объединения и т.п.

Рассмотрим некоторые виды коллективных субъектов административного права.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г, отказавшись от термина «государственное управление», ввела в оборот новое понятие - «исполнительная власть». Исполнительная власть функционирует не сама по себе, реализуется в деятельности специальных органов, формируемых на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации

Длительный опыт функционирования органов исполнительной власти и научные разработки позволяют выделить следующие их основные черты

Орган исполнительной власти - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного механизма и реализующий задачи и функции исполнительной власти,

Орган исполнительной власти представляет собой часть единой системы органов исполнительной власти Российской Федерации или субъекта РФ;

Орган исполнительной власти наделен государственно-властными полномочиями, действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ,

Орган исполнительной власти обладает правовым статусом, который формируется нормами конституций (уставов), законодательных и подзаконных актов РФ и ее субъектов,

Орган исполнительной власти имеет собственные функции и компетенцию,

Орган исполнительной власти подзаконен, осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение закона,

Орган исполнительной власти имеет территориальный масштаб деятельности,

Персонал органа исполнительной власти составляют государственные служащие,

Орган исполнительной власти структурно организован, обеспечен необходимыми материальными, финансовыми, информационными и другими ресурсами,

Образование, реорганизация и ликвидация органов исполнительной власти осуществляются в порядке, установленном нормативными актами РФ и ее субъектов.

Названные признаки приложимы к различным видам органов исполнительной власти Их реальное многообразие требует научных подходов к классификации с целью определения их функций, форм, полномочий и т. д.

Орган исполнительной власти можно определить как самостоятельный структурный элемент государственного механизма, действующий на определенной территории, наделенный властными полномочиями, правовыми, материальными, финансовыми, информационными и иными ресурсами и реализующий задачи и функции исполнительной власти

В соответствии с федеративным устройством России различаются:

Федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти);

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов республиканского значения).

Конституция РФ (ст. 77) устанавливает, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

По территориальному масштабу деятельности в Российской Федерации функционируют:

Федеральные исполнительные органы (действуют в масштабе всей страны);

Исполнительные органы субъектов РФ (действуют на территории одного субъекта РФ);

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ);

Территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ,

Межтерриториальные исполнительные органы специального назначения (действуют в пределах функционально-территориальных округов, зон и т. д.).

По характеру компетенции выделяются органы общей и специальной (отраслевой, межотраслевой, внутриотраслевой) компетенции.

Органы общей компетенции осуществляют общие административные функции, руководят на подведомственной им территории всеми или большинством отраслей и сфер управления. К ним относятся правительства, администрации и т. д.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями (например, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство энергетики РФ).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специализированные функции для нескольких отраслей или сфер управления. К таким органам можно отнести Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство экономического развития и торговли и др.

Органы внутриотраслевой компетенции действуют в рамках отдельных отраслей, выполняя специальные функции. К ним относятся территориальные органы федеральных министерств (например, межрегиональные территориальные управления и территориальные управления воздушного транспорта Министерства транспорта РФ).

На основе действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации и ее субъектов можно выделить следующие организационно-правовые формы органов исполнительной власти: правительства; советы министров, имеющие статус правительств; министерства; комитеты; комиссии; службы, агентства; надзоры; администрации; главные управления; управления; инспекции; департаменты; мэрии и т. д.

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делят на две группы: коллегиальные и единоначальные.

В соответствии с принципом коллегиальности решения в коллегиальном органе исполнительной власти (в Правительстве РФ, правительствах и администрациях субъектов РФ, государственных комитетах и др.) принимаются большинством голосов. В единоначальных органах (в министерствах, комиссиях, службах, агентствах, надзорах и др.) решающая власть по всем вопросам принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.

Следует отметить, что многие органы исполнительной власти в своей работе сочетают принципы единоначалия и коллегиальности. В единоначальных органах создаются коллегии, а единоначалие в коллегиальных органах проявляется при решении руководителем вопросов внутриведомственного характера.

Местное самоуправление представляет собой организационную форму осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечить самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Функции местного самоуправления:

1) обеспечение участия населения в решении местных дел (вопросов);

2) управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного участия;

3) обеспечение развития соответствующей территории;

4) социально-культурное, коммунально-банковское и иное обслуживание населения;

5) охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на соответствующей территории;

6) и, наконец, защита интересов и прав местного самоуправления.

В соответствии с законом «О местном самоуправлении в Ростовской области», принятым Законодательным Собранием 26 декабря 1995 г. (в редакции областного закона от 14.02.1996 г.), муниципальными образованиями являются все города областного значения.

В сельских районах единым муниципальным образованием является район. В административно-территориальных единицах района действуют образуемые в порядке, определяемом уставом района, территориальные органы районного образования.

Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления.

Виды органов местного самоуправления:

1. Выборные органы.

2. Органы, создаваемые в соответствии с уставами муниципальных образований, (глава муниципального обра­зования и иные выборные должности).

3. Местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сходы) граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Органы местного самоуправления также имеют свой административно-правовой статус, который характеризуется прежде всего тем, что:

Они отделены от государства, не входят в систему орга­нов государственной власти, взаимодействуют с ними на основе права;

Органы местного самоуправления на конституционной основе могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств;

Конституция Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право решать самостоятельно вопросы местного значения: владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления;

Решения органов местного самоуправления должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами; решения органов местного самоуправления могут быть отменены органами или должностными лицами, кото­рые их приняли, либо по решению суда признаны не­действительными;

ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения;

ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами местного самоуправления и должностными лицами этих органов законодательства, устава муниципального образования. В случае нарушений орган государственной власти может обратиться в суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления законодательству или уставу муниципального образования.

Предприятия и учреждения - разновидности организаций, исполняющих экономические, социально-культурные и иные функции. В качестве таковых они являются субъектами управления.

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Учреждение выполняет социально-культурные или административно-политические функции, создает социальные ценности в основном непроизводственного характера.

Предприятия и учреждения осуществляют деятельность на основании Гражданского кодекса РФ.

Классификация предприятий может быть произведена по нескольким основаниям:

1) в зависимости от видов собственности: государственные, муниципальные, частные, общественные,

смешанных форм собственности;

2) в зависимости от организационно-правовых форм: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное унитарное предприятие, муници­пальное унитарное предприятие, потребительский кооператив и др.

3) в зависимости от форм предприятий, определяемых их отраслевой, производственно-технологической специализацией:

промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, предприятия связи, предприятия торговли, жилищно-коммунальные предприятия.

Административно-правовое положение предприятий и учреждений может быть охарактеризовано следующими чертами:

Создание предприятия осуществляется государственными органами или органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества или органами, уполномоченными на то собственниками имущества;

Предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация производится на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»;

Осуществление предприятием (учреждением) некоторых видов деятельности требует специального разрешения государства (лицензии). Лицензирование осуществляется лицензирующими органами - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

Целью курсовой работы является изучение сущность юридических фактов в административном праве.

Какие социальные обстоятельства могут и должны иметь юридическое значение? Как из массы важных и второстепенных признаков социальной ситуации выбрать именно те, которые должны стать юридическими фактами?

Для ответа на эти вопросы в курсовой работе сформулированы следующие задачи:

Установление понятия юридического факта;

Рассмотрение функций и значения юридического факта;

Изучение классификации юридических фактов;

Исследование дефектности юридических фактов.

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ ………………….………5

1.1 Понятие юридического факта…………………………..………….………..5

1.2 Функции и значения юридических фактов…………………………….….7

ГЛАВА 2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ……..……………………………………………………………………10

2.1 Классификация юридических фактов……………….…………………..….10

2.2 Сложные юридические факты и фактические составы…………….……18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...………………………………………………………...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..….…29

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А.Столыпина»

ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО «ПАГС» в г. Балакове

Факультет государственно–правового управления

КАФЕДРА Менеджмента организации

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Административное право»

на тему: «Юридические факты в административном праве»

Выполнила:

Студентка 2 курса,

Очной формы обучения

Специальности

Руководитель:

Балаково 2011 г.

ВВЕДЕНИЕ.............................. .............................. .............................. ...........3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ ………………….………5

1.1 Понятие юридического факта………………………….. ………….………..5

1.2 Функции и значения юридических фактов… ………………………….….7

ГЛАВА 2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ……..……………………………………………………… ……………10

2.1 Классификация юридических фактов……………….…………………..….10

2.2 Сложные юридические факты и фактические составы…………….……18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...………………………………… ……………………...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..….…29

ВВЕДЕНИЕ

Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. Более того, не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, когда речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же дело касается мыслей и чувств, не отражающих их действия, говорить об их юридической природе нельзя.

Таким образом, правоотношение - это только одна сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма ее выражения. Форму правоотношений приобретают только те отношения, которые регулируются правовыми нормами. Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект правоотношения наделен правом, то на другого возлагаются юридические обязанности. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать от продавца вещь надлежащего качества, а продавец обязан в соответствии с законом выполнить его требования. Правоотношения имеют сознательно - волевой характер. В отличие от экономических отношений, которые складываются объективно, вне зависимости от воли отдельного индивида, правоотношения всегда носят индивидуально - волевой характер.

Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, их содержание - права и обязанности - реализуется для достижения поставленных сторонами целей. Вся эта динамика правовых отношений неразрывно связана с наступлением различных фактов, имеющих юридическое значение. В правовой науке и практике такие факты получили название юридических фактов.

Значит, юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Общеизвестно, что гипотеза устанавливает те жизненные обстоятельства и условия, при наличии которых у субъектов возникают конкретные юридические права и обязанности. Другими словами, юридические факты порождают отношения между субъектами на основе предписаний правовой нормы.

Поэтому продолжают быть актуальными вопросы классификации юридических фактов в гражданском праве.

Актуальность курсовой работы объясняется тем, что устанавливая нормы права, законодатель должен «увидеть» юридические факты, выделить их из массы важных и второстепенных социальных обстоятельств и правильно отразить в нормах действующего законодательства. Неточное выделение юридических фактов, неправильная их правовая оценка ведут к тому, что одним обстоятельствам не придается должного значения, другие, напротив, приобретают несвойственные им качества.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере понятия и применения норм о юридических фактах.

Предметом исследования являются, нормы гражданского законодательства в части регулирования юридических фактов.

Целью курсовой работы является изучение сущность юридических фактов в административном праве.

Какие социальные обстоятельства могут и должны иметь юридическое значение? Как из массы важных и второстепенных признаков социальной ситуации выбрать именно те, которые должны стать юридическими фактами?

Для ответа на эти вопросы в курсовой работе сформулированы следующие задачи:

Установление понятия юридического факта;

Рассмотрение функций и значения юридического факта;

Изучение классификации юридических фактов;

Исследование дефектности юридических фактов.

Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: статистического и логико-юридического.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ

1.1 Понятие юридического факта

Юридические факты – это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений.

Под юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правовых отношений 1 .

Уже в определении видно своеобразие юридических фактов. Во-первых, это конкретные жизненные обстоятельства, элементы объективной социальной действительности; во-вторых, обстоятельства, признанные нормами права, прямо или косвенно отраженные в законодательстве.

В научной литературе и правоприменительной практике о юридических фактах часто говорят как о явлениях материальной действительности, отвлекаясь от их нормативного опосредования, или, напротив, имеют в виду совершенствование нормативной модели юридических фактов, оставляя в стороне конкретные события и действия. Такой подход вполне допустим: в таком сложном явлении, как юридический факт, можно выделять различные аспекты, отношения, срезы.

Выделение материальной и идеальной сторон в понятии «юридический факт» позволяет очертить его основные признаки, характеризующие материальную сторону данного понятия.

Юридические факты есть обстоятельства:

Конкретные, определенным образом выраженные вовне. Юридическими фактами не могут быть мысли, события внутренней духовной жизни и тому подобные явления. Вместе с тем законодательство учитывает субъективную сторону действий (вину, мотив, цель, интерес) как элемент сложного юридического факта, например состава правонарушения;

Выражающиеся в наличии либо отсутствии определенных явлений материального мира. Необходимо учитывать, что юридическое значение могут иметь не только позитивные (существующие), но и негативные факты (отсутствие отношений служебной подчиненности, родства, другого зарегистрированного брака и т.п.);

Несущие в себе информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования. Юридическими фактами выступают лишь такие обстоятельства, которые прямо или косвенно затрагивают интересы общества, государства, коллективов, личности. Бессодержательные с социальной точки зрения события и действия не могут иметь и юридического значения.

Другая группа признаков связана с моделью юридических фактов и раскрывает нормативную, идеальную сторону этого явления.

Юридические факты есть обстоятельства 2:

Прямо или косвенно предусмотренные нормами права. Многие юридические факты исчерпывающе определены в норме права. Существуют и индивидуально определяемые факты, лишь в общем виде (косвенно) предусмотренные в законодательстве;

Зафиксированные в установленной законодательством процедурно- процессуальной форме. Юридический факт имеет правовое значение, как правило, лишь в том случае, если он надлежащим образом оформлен и удостоверен (в виде документа, справки, журнальной записи и т.д.);

Вызывающие предусмотренные законом правовые последствия. Имеется в виду прежде всего возникновение, изменение и прекращение правового отношения. Но юридический факт может вызвать и иные правовые последствия, например аннулировать другие юридические факты.

Существует несколько путей исследования причин возникновения правомерных юридических фактов – юридических поступков, сделок, административных актов. В связи с этим выделяются три комплекса социальных предпосылок, порождающих тот или иной юридический факт 3 .

Во-первых, общие социальные предпосылки. К ним следует отнести общественный строй, сложившийся образ жизни, демографические тенденции и т.д. Данные предпосылки формируют массив фактических обстоятельств, создавая благоприятные условия для появления одних юридических фактов и тормозя возникновение других.

Во-вторых, некоторые специальные предпосылки. Это более узкая область общественных отношений, прямо обусловливающая появление конкретной категории юридических фактов. Например, факты заключения и расторжения брака связаны со сложившейся в обществе системой брачно-семейных отношении; трудовой договор, стаж и т.п. – порождение системы трудовых отношений. Специальные предпосылки представляют уже непосредственный практический интерес для правоприменительных органов, так как позволяют выявить тот социальный контекст, внутри которого сформировался и существует юридический факт.

В-третьих, некоторые организационно- юридические предпосылки. В число таких предпосылок входит деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, административно-технических работников, которая заключается в фиксации, установлении и удостоверении юридических фактов, придании им определенной законом формы.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Юридические факты могут возникать как в результате действий лиц и органов, так и в результате тех или иных событий.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми юридическими фактами. Например, подача жалобы гражданином в орган исполнительной власти порождает правоотношения, связанные с ее рассмотрением должностными лицами.

По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные проступки и административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События - это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты). Например, согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828*(34), все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны иметь паспорт. Следовательно, достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов - право и обязанность выдать гражданину паспорт.

Вам также будет интересно:

Вышемир: Мой журнал — LiveJournal Эль мю
Цена «путинских вилок» (Эль Мюрид/А.Баранов/М.Калашников)https://youtu.be/pp0awBAPnws...
Учет ГСМ в «1С Учет гсм в 1с 8
При наличии большого количества транспортных средств, источников финансирования,...
Бухучет инфо Повышены лимиты доходов для начисления страховых взносов
Как начислять заработную плату сотрудникам в программе 1с Бухгалтерия 3.0? «1С:Бухгалтерия...
Осуществление благотворительной деятельности
Благотворительность не имеет своей целью получение коммерческой выгоды. Однако организации,...
Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов Требования по охране труда перед началом работы
Требования к профессиям, которые обуславливают профессиональные стандарты и развитие...