О компании Информационные бизнес системы ibs

Что делать, если мазок на цитологию показывает воспаление?

Какие будут условия и требования

Рецензия на игру Detroit: Become Human (2018)

Приглашение встретить Новый год — для одиноких мужчин и женщин!

Урок окружающего мира "Что из чего сделано

Лей, не жалей: самые прожорливые автомобили российского рынка Городские седаны и спортивные авто

Полироль матовая для пластика автомобиля

Первым снегом понесло. «Первый снег» И. Бунин. Личностные результаты обучения

Как готовить пасту с креветками в сливочном соусе

Макароны с кукурузой Макароны с кукурузой консервированной

Макароны с томатным соусом, кукурузой и зеленью Макароны с кукурузой консервированной

Витамин с для мужской силы

ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов

Федеральная служба по финансовому мониторингу Проведение финансовых расследований

Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления. Правовые и организационные основы местного самоуправления Основы местного самоуправления - это сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и


Органы и должностные лица местного самоуправления

Организационные основы местного самоуправления - это комплекс вопросов, связанных с определением структуры и наименования органов и должностных лиц местного самоуправления, их статуса, порядка формирования, компетенции, разграничения полномочий между ними, системы взаимоотношений, порядка принятия решений, методов разрешения противоречий, порядка прекращения полномочий.
Органы местного самоуправления могут избираться непосредственно населением и (или) образовываться представительным органом муниципального образования. Каждый из них наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Должностное лицо местного самоуправления может быть выборным либо нанятым по контракту (трудовому договору) и наделяется исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования, например муниципальная избирательная комиссия, руководитель милиции общественной безопасности и др. При этом, согласно Федеральному закону 2003 года N 131-ФЗ, наличие представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным, за исключением сельских поселений с численностью жителей менее 100, в которых полномочия представительного органа осуществляет сход граждан. Наименования органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов и назначении должностных лиц местного самоуправления не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В частности, Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ предусматривает участие представителей органов законодательной власти субъекта РФ в конкурсных комиссиях по замещению должностей глав местных администраций муниципальных районов и городских округов в случаях, когда глава муниципального образования возглавляет представительный орган. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами.

Классификация органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления классифицируются по различным признакам (рис. 1.9.1).

Рис. 1.9.1. Классификация органов местного самоуправления

По способу образования и делегирования полномочий они делятся на выборные и другие. Первые отличаются тем, что население напрямую наделяет их полномочиями по решению вопросов местного значения. Вторые создаются для обеспечения этих полномочий и могут подразделяться на формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа), на основе назначения (местная администрация), на основе кооптации по установленным нормам (муниципальные комиссии: административная, жилищная и пр.). Выборные органы получают полномочия непосредственно от населения, т.е. выборы являются не только способом создания органов, но и способом наделения их полномочиями. Органы, формируемые иными способами, получают свои полномочия чаще всего от выборных органов.
По назначению органы местного самоуправления делятся на органы общего и специального назначения (с широкой и узкой специализацией). Под органами общего назначения понимаются те, деятельность которых распространяется на все или большинство сфер деятельности местного самоуправления (представительный орган, администрация, а также такие органы, как, например, финансовый или орган по управлению муниципальной недвижимостью). Под органами специального назначения понимаются "отраслевые" органы, занимающиеся одной или несколькими сферами муниципальной деятельности (например, городской транспорт, образование, культура и т.д.).
Деление по полномочиям вытекает из классификации самих полномочий местного самоуправления, которые подразделяются на следующие группы:
- собственные полномочия по решению вопросов местного значения, выполняемые в обязательном порядке согласно Конституции РФ, федеральным и региональным законам;
- делегированные органами государственной власти федеральными или региональными законами;
- добровольные, порученные населением муниципального образования или реализуемые муниципальной властью по своему усмотрению. Последние связаны, например, с кооперированием муниципальных образований, с выполнением договоров (в том числе с зарубежными партнерами), членством в различных ассоциациях и союзах и др.
В зависимости от способа принятия решений органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные и единоличные. Коллегиальное принятие решений характеризует саму суть выборных органов. Оно целесообразно, если решения имеют принципиальное значение для муниципального образования, а также в тех случаях, когда со стороны населения возможны предположения о предвзятом отношении или личном интересе должностного лица (например, предоставление муниципального жилья, размещение муниципального заказа, оказание социальной помощи отдельным лицам и т.п.). Такие решения могут приниматься специально создаваемыми коллегиальными органами.
В то же время вопросы оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно решаются на основе единоначалия, когда конкретными сферами деятельности управляют профессионалы, несущие ответственность за результаты этой деятельности.
По типу исполняемых функций органы местного самоуправления делятся на представительные (проектная функция) и исполнительные (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении, агрегировании, аккумулировании, принятии программы (проекта) развития муниципального образования (отсюда термин "проектная функция") и правовых актов, необходимых для реализации проекта. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления ("программная функция"), направленной на осуществление проекта. Этим двум типам функций соответствуют два основных типа органов местного самоуправления - представительные и исполнительные.
Исходя из данной классификации, можно охарактеризовать каждый орган местного самоуправления. Например, комитет по социальной политике является: по способу образования - формируемым на основе назначения, по назначению - органом специального назначения, по полномочиям - исполняющим и собственные, и делегированные полномочия, по способу принятия решений - коллегиальным, по типу выполняемых функций - исполнительным. Однако такое разделение достаточно условно, и практически по всем классификационным признакам возможны варианты частичного или даже полного совмещения разнородных функций в одном органе.

Зарубежный и отечественный опыт организации
муниципальной власти

Для оценки способов формирования и компетенции органов местного самоуправления в России целесообразно рассмотреть зарубежную практику. Существует множество организационных форм и моделей местного самоуправления с различными схемами формирования органов местного самоуправления и разграничения полномочий между ними. Однако общим является сочетание трех основных элементов: представительного органа, местной администрации и высшего должностного лица. Различие между моделями обусловлено распределением полномочий между этими элементами, численностью населения муниципального образования, размером его территории, объемом и сложностью решаемых вопросов, социально-политической ситуацией и множеством других факторов.
Основные схемы, принятые в США, изображены на рис. 1.9.2.

Рис. 1.9.2. Основные модели структур
органов местного самоуправления в США

1. Форма "совет-мэр", или форма со слабым мэром. Население избирает совет, которому принадлежит вся муниципальная власть. Он избирает мэра (часто из своего состава) и назначает чиновников либо согласовывает назначения, производимые мэром.
2. Форма "мэр-совет", или форма с сильным мэром. Мэр и совет избираются населением независимо друг от друга. Мэр наделяется большими полномочиями. Назначение муниципальных служащих производится им самостоятельно, хотя для некоторых должностных лиц может предусматриваться согласование с советом. Последний не может просто отстранить мэра от должности, хотя существуют разные процедуры импичмента. Как правило, мэру предоставляется право отлагательного вето на решения совета, который может преодолеть его квалифицированным большинством голосов (обычно 2/3).
3. Форма "совет-управляющий". Избранный населением совет нанимает на работу (обычно по контракту) профессионального менеджера, самостоятельно управляющего городским хозяйством. Последний подотчетен совету, который может расторгнуть контракт, если управляющий не справляется со своими обязанностями.
4. Комиссия. Население избирает комиссию (комиссионеров), осуществляющую и представительные, и исполнительные функции. Эта форма типична для американских графств (округов).
5. Комбинированная форма, при которой есть и мэр, и управляющий. Соотношение полномочий между ними может быть различным.
В Германии сложились 4 основные организационные формы местного самоуправления.
1. Южногерманская. Населением избираются общинный совет (представительный орган) и бургомистр (глава исполнительной власти), который по должности является и председателем совета.
2. Магистратная. Население избирает представительный орган и отдельно правление общины - магистрат (коллегиальный исполнительный орган), возглавляемый бургомистром.
3. Бургомистерская. Бургомистр избирается советом общины из своего состава, руководит и советом, и администрацией.
4. Северогерманская. Бургомистром является председатель совета общины, отдельно избирается глава администрации (директор или городской голова).
В Бельгии, например, бургомистр избирается из числа членов коммунального совета, но его кандидатура утверждается королем. Однако все возможные комбинации в конечном итоге сводятся к сочетаниям, приведенным выше.
В России на начало XXI века в соответствии с Федеральным законом 1995 года сложились две основных модели организационных структур местного самоуправления.
1. Модель с сильным мэром, когда глава муниципального образования (мэр) и представительный орган (совет) избираются населением независимо друг от друга. При этом мэр мог возглавлять и совет, и администрацию одновременно либо только администрацию. В последнем случае совет из своего состава избирает председателя. Применение подобной модели обеспечивает сильное политическое и административное руководство муниципальным образованием, особенно в случаях, когда мэр возглавляет и совет, и администрацию. Однако ее реализация привела к ряду негативных последствий в форме доминирования исполнительной власти, сокращения численности представительного органа местного самоуправления, сужения его компетенции, снижения эффективности контроля над исполнительными органами.
2. Модель со слабым мэром, избираемым советом из своего состава. При этом мэр возглавлял и совет, и администрацию. Мэр подконтролен и подотчетен совету, пределы его самостоятельности в руководстве ограничены решениями совета. Недостатком модели является распыление ответственности и властных полномочий, слабость руководства. К тому же из числа избранных депутатов совета может не найтись человека, отвечающего квалификационным требованиям к главе администрации.
Модель с наемным главой администрации в России использовалась крайне редко и совсем не использовалась комиссионная форма.

Модели организации местной власти
по Федеральному закону 2003 года

С учетом недостатков организационных структур местного самоуправления, сформированных в соответствии с Федеральным законом 1995 года, и перехода на двухзвенную систему муниципальных образований, в Федеральном законе 2003 года предусмотрен ряд существенных изменений в порядке формирования, структуре и полномочиях отдельных органов местного самоуправления.
Прежде всего, наличие в муниципальном образовании представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации стало обязательным, тогда как по Федеральному закону 1995 года обязательным было только наличие представительного органа. Закрепление правового статуса администрации позволит урегулировать взаимоотношения исполнительных органов как с представительными органами местного самоуправления, так и с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, а также весь бюджетный процесс, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ.
В Федеральном законе 2003 года существенно изменен статус главы муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования он:
- избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
- в случае избрания на муниципальных выборах входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем либо возглавляет местную администрацию;
- в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования;
- не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации (за исключением поселений с численностью жителей менее 1 тысячи человек).
Реализация этих положений позволяет использовать следующие модели построения муниципальной власти.
Первый вариант. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию. Работу представительного органа организует избираемый из числа депутатов председатель.
Второй вариант. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган местного самоуправления. Руководство местной администрацией возлагается на управляющего, нанимаемого по контракту на конкурсной основе.
Третий вариант. Глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления, а местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.
В условиях двухуровневой системы муниципальных образований в Федеральном законе 2003 года введены варианты формирования представительного органа муниципального района. Он может:
- состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов соответствующих поселений, избираемых ими из своего состава в соответствии с равной (независимо от численности населения поселений) нормой представительства;
- избираться на муниципальных выборах, причем число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального образования

Количественный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования и зависит, как правило, от числа жителей. В разных странах подходы к определению численности депутатов представительного органа весьма различны. Так, в большинстве штатов США преобладают муниципальные советы, небольшие по составу (в среднем 6 - 12 человек). В Японии, напротив, состав местных советов довольно многочислен - 40 - 120 членов в ассамблеях префектур и 12 - 100 членов в муниципальных ассамблеях. Во Франции численность советников в муниципальных советах может составлять от 9 (в коммунах с населением менее 100 человек) до 69 (в коммунах с населением более 300 тысяч человек). В России Федеральным законом 2003 года установлен нижний предел численности депутатов представительного органа исходя из численности населения муниципального образования:
- 7 - при численности жителей менее 1000;
- 10 - при численности жителей от 1 до 10 тысяч;
- 15 - при численности жителей от 10 до 30 тысяч;
- 20 - при численности жителей от 30 до 100 тысяч;
- 25 - при численности жителей от 100 до 500 тысяч;
- 35 - при численности жителей свыше 500 тысяч.
Численность депутатов в муниципальном районе не может быть менее 15. Верхние пределы численности депутатов Закон не ограничивает.
Депутаты представительного органа избираются населением на муниципальных выборах. Для муниципального района Закон допускает две схемы, упомянутые выше.
В исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находятся:
- принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- контроль исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов, а в малых муниципальных образованиях - 1 депутат.
Организацию деятельности представительного органа в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет его глава или избираемый из числа депутатов председатель.
Разнообразие вопросов, решаемых представительным органом, вызвало необходимость создания в его составе структурных единиц - комитетов и комиссий по определенным направлениям деятельности. Структурные подразделения готовят проекты решений представительного органа, им может также передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов. В некоторых крупных городах в составе представительных органов сформировались также депутатские группы (фракции) по территориальному или партийному признаку. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой.

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования является его высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Порядок избрания главы муниципального образования изложен выше. В пределах своих полномочий он:
- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
- подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, правовые акты, принятые представительным органом;
- издает в пределах своей компетенции правовые акты;
- вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Глава муниципального образования, являющийся одновременно главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, с мотивированным обоснованием отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений (отлагательное вето). Это решение может быть отклонено представительным органом, если при повторном рассмотрении за принятие указанного акта проголосовало не менее 2/3 от установленного числа депутатов (квалифицированное большинство). В этом случае глава муниципального образования обязан подписать нормативный правовой акт и обнародовать его.
Вопросы структуры и деятельности местной администрации, контрольных и иных органов местного самоуправления рассматриваются в главе 8.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основания для классификации органов местного самоуправления?
2. В чем особенности представительных и исполнительных органов местного самоуправления?
3. В чем различия моделей организационных структур органов местного самоуправления по Федеральным законам 1995 года и 2003 года? Какой из этих моделей соответствует структура органов местного самоуправления в вашем муниципальном образовании?
4. Какие из существующих в соответствии с Федеральным законом 1995 года моделей организационных структур местного самоуправления исключает Федеральный закон 2003 года?
5. Что означает принцип разделения властей применительно к органам местного самоуправления?

Лекция, реферат. 1.9. Организационные основы местного самоуправления - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

Организационные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют совокупность правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регламентирующих муниципальную службу.

Организационные основы не остаются неизменными, с 1990 г. они претерпели несколько этапов в своем развитии. Последнее изменение организационных основ произошло с принятием новой редакции Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации” в октябре 2003 года.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Система органов местного самоуправления строится без учета принципа разделения властей, в соответствии с которым осуществляется государственная власть (ст. 10 Конституции РФ).

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает, что уставом муниципального образования должны определяться:

– структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

– наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

– срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

– виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления и порядок избрания и полномочия главы муниципального образования. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с Федеральным законом структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципаль­ного образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муници­пального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Федеральным законом предусмотрено, что в случае назначения главы местной администрации муниципального района (городского округа) по контракту органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают участие в процедуре этого назначения и расторжения контракта.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, или может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Численность депутатов представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования. Федеральным законом введены ограничения по минимальному количеству депутатов. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа не может быть менее:

7 человек – при численности населения менее 1000 человек;

10 человек – при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек – при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек – при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек – при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек – при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения не может быть менее 10 человек.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муници­пальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуници­пального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятель­ности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Федеральным законом введена новая норма муниципального права – досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования.

Согласно ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления представительные органы могут «иметь подотчетные им исполнительные органы»

Основной формой деятельности представительного органа местного самоуправления являются сессии (заседания), периодичность созыва которых определяется в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа. На сессиях (заседаниях) в коллегиальном порядке принимаются решения по вопросам местного значения. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек – 1 депутат.

Депутату представительного органа местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. Статус депутата представительного органа местного самоуправления закрепляется федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава городского поселения, муниципального района (городского округа) в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представи­тельным органом муниципального образования из своего состава и не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации. В случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. В случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя. В случае формирования представительного органа муниципального района из глав поселений и из депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, исполняет полномочия его председателя.

Глава сельского поселения может в соответствии с уставом возглавлять исполнительно-распорядительный орган и исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представитель­ному органу муниципального образования.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образо­вания) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единонача­лия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Местная администрация обладает правами юридического лица.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Контрольный орган муниципального образования

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования

Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выбор­ного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Федеральным законом установлены гарантии прав депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные с осуществлением ими полномочий.

Конституция РФ с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного самоуправления установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Этим были заложены правовые основы муниципальной службы.

Муниципальная служба – профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Муниципальные служащие не относятся к категории государственных служащих. Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законодательством, а также принимаемыми в соответствии с ним уставами и законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих устанавливает Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Муниципальные должности подразделяются на:

– выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

– иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Член выборного органа местного самоуправления – выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными право­выми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В реестре муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность, для чего с указанным лицом заключается трудовой договор на срок полномочий.

Законами субъекта Российской Федерации устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствую­щим должностям муниципальной и государственной службы.

Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации.

Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» устанавливает:

– ограничения, связанные с муниципальной службой;

– требование о передаче в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

– о ежегодном представлении в органы государственной налоговой службы сведений о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения; ответственность муниципального служащего;

– гарантии для муниципального служащего;

– отпуск муниципального служащего;

– порядок пенсионного обеспечения муниципального служащего и членов его семьи;

– порядок исчисления стажа муниципальной службы;

– порядок прохождение муниципальной службы и основания для прекращения муниципальной службы.

Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.

Государственные и муниципальное управление: конспект лекций Кузнецова Инна Александровна

ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления

1. Понятие организационных основ местного самоуправления

Впервые термин «основы местного самоуправления» был введен Законом «О Счетной палате Российской Федерации» в связи с необходимостью организации деятельности населения по осуществлению местного самоуправления.

Под основами местного самоуправления следует понимать сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть.

Важнейшим условием эффективности местного самоуправления являются его организационные основы, с помощью которых на муниципальном уровне происходит формирование и организация практической работы различных органов местного самоуправления, координация их деятельности, а также их взаимодействие с органами государственной власти.

Организационные основы, являясь институтом муниципального права, представляют собой совокупность муниципально-правовых норм-принципов, принятие которых в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Организационные основы должны соответствовать возложенным на органы муниципального образования целям и задачам, выраженным в основном в их компетенции. При этом основы должны соответствовать уровню развития и в стране в целом, и в отдельно взятом муниципальном образовании.

Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность норм, закрепленных в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, устанавливающих:

1) систему органов местного самоуправления (общие принципы ее формирования);

2) общие принципы формирования структуры органов местного самоуправления;

3) основы организации муниципальной службы;

4) особенности организации самоуправления в разных видах муниципальных образований и на территориях со специальным административно-правовым режимом.

В отличие от экономических основ организационные основы Закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отдельную главу не выносит, поскольку нормы, составляющие в совокупности организационные основы местного самоуправления, находятся во всех главах Закона.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

3. Правовые основы местного самоуправления Будучи властью особого рода, местное самоуправление опирается на определенные основы: правовую, территориальную и финансово-экономическую.Правовое регулирование местного самоуправления в России относится к предметам

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления 1. Правонарушения и ответственность В сфере государственного и муниципального управления осуществляется множество различных действий. Среди них могут быть поступки,

Из книги Муниципальное право России: курс лекций автора Писарев Александр Николаевич

Тема 18 Конституционные основы местного самоуправления Местное самоуправление (наряду с разделением власти) является обязательным признаком демократического характера организации публичной власти в обществе.В России устойчивой традиции местного самоуправления нет:

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

18.1. Понятие местного самоуправления и основы его функционирования Под местным самоуправлением понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из

Из книги автора

33. Финансово-экономические основы местного самоуправления Финансово-экономические основы местного самоуправления содержатся в рамках ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», а также в

Из книги автора

Лекция 3 Историко-теоретические основы местного самоуправления 3.1. Понятие основ местного самоуправления Понятие «основы местного самоуправления» является новым в отечественном государствоведении. Впервые оно было закреплено в Федеральном законе 1995 г. «Об общих

Из книги автора

Лекция 4 Финансово-экономические основы местного самоуправления 4.1.Экономические основы местного самоуправленияВ Российской Федерации финансово-экономические гарантии деятельности, связанной с самостоятельным и под свою ответственность решением населением

Из книги автора

Лекция 5 Территориальные основы местного самоуправления 5.1. Территории муниципальных образованийВ целях обеспечения самостоятельности и повышения эффективности местного самоуправления Конституция РФ и федеральное законодательство определяют территориальные основы

Из книги автора

Лекция 6 Правовые основы местного самоуправления 6.1. Место и роль международно-правовых актов о местном самоуправлении в правовой системе Российской ФедерацииПраво граждан на осуществление местного самоуправления относится к числу важнейших конституционных прав и

Из книги автора

Лекция 7 Гарантии и защита прав местного самоуправления 7.1.Понятие и система общих и специальных гарантий самостоятельности местного самоуправленияСтановление местного самоуправления и эффективность реализации его целей и задач напрямую зависят от того, какие созданы

Из книги автора

Лекция 8 Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления 8.1. Институты прямой демократии в системе местного самоуправления Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., других

Из книги автора

Лекция 9 Органы местного самоуправления 9.1. Понятие, особенности правового положения, структура, принципы организации и деятельности органов местного

Из книги автора

Лекция 12 Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения 12.1.Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйствомОрганам местного самоуправления принадлежит особая роль в решении вопросов управления

Из книги автора

Лекция 13 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности 13.1.Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном правеС принятием Конституции РФ в Российской Федерации начался процесс реформирования правовых

Из книги автора

Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации Местное самоуправление и законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного значения осуществляется на основе и в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ № 154, другими Федеральными законами,

  • § 1. Основные теории местного самоуправления
  • § 2. Муниципальные системы зарубежных стран
  • Часть III устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в силу Хартии.
  • § 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
  • § 4. Организация местной власти в советский период
  • § 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
  • Раздел II местное самоуправление в системе народовластия
  • Глава 4 понятие местного самоуправления
  • § 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
  • § 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
  • § 3. Местное самоуправление - форма народовластия
  • Глава 5 общие принципы местного самоуправления
  • § 1. Понятие общих принципов местного самоуправления
  • § 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
  • § 3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций
  • § 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан
  • § 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
  • § 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
  • § 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
  • § 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
  • § 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
  • § 10. Гласность местного самоуправления
  • § 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении
  • § 12. Государственная гарантия местного самоуправления
  • Глава 6 функции местного самоуправления
  • § 1. Понятие функций местного самоуправления
  • § 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
  • § 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
  • § 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
  • § 5. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
  • § 6. Охрана общественного порядка
  • § 7. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
  • Г л а в а 7 понятие системы местного самоуправления и ее состав
  • § 1. Понятие системы местного самоуправления
  • § 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
  • Глава 8 формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • § 1. Местный референдум
  • § 2. Муниципальные выборы
  • § 4. Собрания (сходы) граждан
  • § 5. Народная правотворческая инициатива
  • § 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления
  • § 7. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • Глава 9 органы местного самоуправления в системе народовластия
  • § 1. Понятие и система органов местного самоуправления
  • § 2. Представительные органы местного самоуправления
  • § 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
  • Глава 10 ассоциации и союзы муниципальных образований
  • § 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
  • § 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
  • Раздел III
  • § 2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении
  • § 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
  • § 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований
  • Глава 12 территориальные основы местного самоуправления
  • § 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
  • § 2. Границы и состав территории муниципального образования
  • § 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований
  • Глава 13 организационные основы местного самоуправления
  • § 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
  • § 2. Определение организационной структуры местного самоуправления
  • Глава 14 структура и организация работы органов местного самоуправления
  • § 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления
  • § 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления
  • § 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Глава 15 муниципальная служба
  • § 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
  • §2.Понятие и виды муниципальных должностей
  • § 3. Понятие и классификация муниципальных служащих
  • § 4. Правовой статус муниципального служащего
  • § 5. Прохождение муниципальной службы
  • Глава 16 особенности организации местного самоуправления б городских, сельских поселениях и на других территориях
  • § 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
  • § 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
  • § 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
  • § 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения
  • § 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
  • Глава 17 финансово-экономические основы местного самоуправления
  • § 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
  • § 2. Муниципальная собственность
  • § 3. Местный бюджет и другие местные финансы
  • Раздел IV предметы ведения и полномочия местного самоуправления
  • Глава 18 предметы ведения местного самоуправления
  • § 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
  • § 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
  • Глава 19 понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления
  • § 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
  • § 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
  • § 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления
  • Глава 20 полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности
  • § 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
  • § 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс
  • Глава 21 полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории муниципального образования
  • § 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью
  • § 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
  • Глава 22 полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов
  • § 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов
  • § 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
  • Глава 23 полномочия местного самоуправления в обаасти строительства, транспорта и связи
  • § 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
  • § 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
  • Глава 24 полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения
  • § 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства
  • § 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
  • Глава 25 полномочия местного самоуправления в области образования и культуры
  • Глава 26
  • Глава 27 полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
  • Глава 28 полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу
  • Раздел V
  • §2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
  • § 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
  • § 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
  • Раздел VI
  • § 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
  • § 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
  • § 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
  • Европейская хартия местного самоуправления256 Преамбула
  • Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 11 апреля 1998 года.№ 55-фз - Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 15.Ст.1695).
  • Глава 13 организационные основы местного самоуправления

    § 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления

    Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов.

    Понятие “организационные основы местного самоуправления” характеризует: а) структуру органов местного самоуправления;

    б) порядок, формы и принципы их деятельности; в) организацию муниципальной службы.

    Организационные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы. Организационные основы местного самоуправления не остаются неизменными. Их развитие обусловлено эволюцией местного самоуправления, изменением муниципального законодательства, поиском оптимальных организационных моделей местного самоуправления, форм и методов работы муниципальных органов.

    В развитии организационных основ местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить три периода.

    Первый период - с 1990-1991 гг. по осень 1993 г., до начала процесса реформирования местного самоуправления - связан с переходом к организации власти на местах на началах самоуправления.

    В соответствии с Законом РСФСР о местном самоуправлении местными органами власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельсоветах являлись соответствующие Советы народных депутатов. Органами управления названных выше административно-территориальных единиц выступала местная администрация 107 , осуществляющая исполнительно-распорядительные функции. До 1993 года в Российской Федерации действовало 29 445 органов местной власти.

    Местные Советы народных депутатов - представительные органы местного самоуправления - избирались населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Законодательство о выборах устанавливало следующие предельные нормы численного состава местных Советов:

    В районный Совет - до 75 депутатов;

    В городской Совет городов краевого, областного, окружного подчинения - до 200 депутатов;

    В районный в городе Совет - до 100 депутатов;

    В районные в городах Москве и Ленинграде - до 200 депутатов;

    В поселковый, сельский Совет - до 50 депутатов.

    В пределах этих норм по предложениям соответствующих Советов или их президиумов число избирательных округов для выборов определялось вышестоящим Советом или его президиумом 108 .

    Основной формой работы местного Совета являлась сессия. Сессии местного Совета созывались его председателем, который избирался Советом на сессии из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Совета.

    Председатель Совета был подотчетен Совету и мог быть в любое время отозван путем тайного голосования на сессии. Председатель Совета подписывал решения, принимаемые Советом на сессии. Очередные сессии Совета созывались не реже двух раз в год. Законодательство предусматривало возможность созыва и внеочередных сессий.

    Совет из числа депутатов избирал постоянные комиссии на срок своих полномочий для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, а также для содействия проведению в жизнь его решений и нормативных актов государственных органов и осуществления в пределах Совета контроля деятельности местной администрации, предприятий, учреждений и организаций. Совет мог образовывать и временные комиссии. Постоянные и временные комиссии были ответственны перед избравшим их Советом и ему подотчетны.

    В Совете могли также создаваться постоянные и временные депутатские группы, клубы и иные добровольные депутатские объединения.

    Для организационного и правового обеспечения деятельности Совета, оказания помощи постоянным комиссиям и депутатам в подготовке необходимых материалов Совет был вправе образовывать свой аппарат.

    Состав местных Советов был достаточно многочисленным. Депутаты осуществляли свои полномочия, как правило, на общественных началах, на непостоянной основе. Возникали, и не так уж редко, проблемы с правомочностью сессий Совета, кворум для которых был установлен в две трети депутатов данного Совета. Учитывая эти обстоятельства. Верховный Совет РСФСР в постановлении “О порядке введения в действие Закона РСФСР “О местном самоуправлении в РСФСР” установил, что до проведения выборов в местные Советы нового созыва районные, городские, районные в городах Советы народных депутатов должны избрать из своего состава малый Совет. Поселковые, сельские Советы вправе были избирать из своего состава малый Совет. Он образовывался, как правило, по норме - одна десятая от числа депутатов данного Совета.

    Малый Совет в период между сессиями осуществлял за некоторым исключением полномочия местного Совета. Местный Совет вправе был отменять решения своего малого Совета.

    Местная администрация являлась органом управления. Она была подотчетна соответствующему Совету, а также вышестоящим исполнительным и распорядительным органам в пределах их компетенции.

    Соответствующий местный Совет утверждал структуру местной администрации, а также размер расходов на ее содержание.

    Возглавлял местную администрацию глава администрации. Он руководил деятельностью местной администрации и осуществлял свои полномочия на принципах единоначалия.

    Необходимо отметить, что становление местного самоуправления в Российской Федерации сопровождалось переходом от исполкомовско-коллегиальной формы исполнительной деятельности к принципу единоначалия в руководстве местным исполнительным аппаратом. Исполкомы в течение десятилетий подменяли Советы: именно через них осуществлялась партийная монополия на реальное руководство местными делами. В соответствии с Законом РСФСР о местном самоуправлении полномочия единоличного главы местной администрации закреплялись как его собственная компетенция, т.е. Закон обозначил личную ответственность главы администрации. Органы и структурные подразделения местной администрации по всем вопросам своей деятельности подчинялись главе местной администрации. Глава местной администрации в пределах своей компетенции издавал постановления и распоряжения.

    Совет мог отменить акты местной администрации, противоречащие законодательству и решениям Совета, принятым в пределах его компетенции. Данные решения глава местной администрации мог обжаловать в суд. Вместе с тем глава местной администрации имел право опротестовывать решения соответствующего местного Совета, адресованные местной администрации. Согласно Закону РСФСР о местном самоуправлении данное право глава местной администрации мог реализовать в том случае, если решение Совета, по его мнению, противоречило законодательству или другим решениям данного Совета либо было недостаточно обеспечено финансовыми, материально-техническими и организационными средствами (ст. 34).

    Совет вправе был выразить недоверие главе местной администрации. Решение считалось принятым, если за него проголосовало не менее чем две трети от числа депутатов, установленного для данного Совета. Закон при этом закреплял, что в данном случае Совет одновременно назначал в соответствии с законодательством голосование об отзыве главы местной администрации населением, ибо предполагалось, что глава местной администрации должен избираться населением.

    Анализ практики взаимоотношений местных Советов и глав местных администраций, сложившейся на основе Закона РСФСР о местном самоуправлении, свидетельствует, что законодателем была предпринята попытка установить своеобразную “систему сдержек и противовесов” в местном самоуправлении. Принцип разделения властей, закрепленный в Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 г., нашел отражение и в системе взаимоотношений органов местного самоуправления. Вместе с тем следует иметь в виду, что разделение властей на местном уровне не является традиционным для демократического государства. Мировой опыт свидетельствует о том, что чаще обеспечивается не равновесие властей в системе местного самоуправления, а приоритет одной из властей при ограничениях, сдержках со стороны другой власти.

    Зарубежный опыт выявляет такую общую закономерность: чем ниже уровень власти, тем менее контрастно и разделение власти, и напротив, оно нарастает в движении по вертикали. Однако надо помнить, что никакая управленческая схема не исключает конфликтных ситуаций. Поэтому задачей муниципального права является создание системы сдержек против необоснованных действий как представительного органа власти, так и главы администрации, закрепление разумных, цивилизованных процедур разрешения возможных разногласий между ними.

    Начавшийся осенью 1993 г. процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации, во многом по-новому решавший вопросы организационной структуры местного самоуправления, ознаменовал начало второго периода развития организационных основ местного самоуправления, который продолжался, по существу, вплоть до вступления в силу Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

    Реформирование местного самоуправления в этот период опиралось прежде всего на указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления, изданные до вступления в силу новой Конституции РФ в рамках тех полномочий, которые были определены его Указом от 21 сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”.

    Указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления, как отмечалось выше, содержали отдельные положения, которые не соответствовали Конституции РФ. Но вместе с тем они послужили основой для принятия субъектами Федерации собственных нормативно-правовых актов, в которых, в частности, регулировались отношения, связанные с организационной структурой местного самоуправления.

    Прежде всего надо отметить, что в этот период существенным образом изменился характер взаимодействия представительного органа местного самоуправления и главы администрации, который согласно Указу Президента РФ от 26 октября 1994 г. “О реформе местного самоуправления” стал именоваться главой местного самоуправления.

    Глава администрации в соответствии с Законом РСФСР о местном самоуправлении должен был избираться населением сроком на пять лет (ст. 30). Выборы глав местной администрации намечены были на ноябрь 1991 г. Однако в ноябре 1991 г. они не проводились. В соответствии с постановлением V (внеочередного) Съезда народных депутатов РФ от 1 ноября 1991 г. “Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы” и принятом на его основе Указом Президента РФ от 25 ноября 1991 г. “О порядке назначения глав администрации” главы местной администрации назначались соответствующим главой вышестоящей администрации. VII Съезд народных депутатов Российской Федерации 10 декабря 1992 г. принял постановление “О главах администрации”, в котором признал нецелесообразным проведение повсеместных выборов глав администраций до выборов народных депутатов Советов народных депутатов нового созыва (т.е. до 1995 г.). Верховный Совет Российской Федерации 1 апреля 1993 г. принял Закон РФ “О порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой и сельской администраций” 109 , который, однако, не исключал возможность проведения в определенных случаях выборов главы администрации в соответствии с Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. “О выборах главы администрации”. В целом же сохранялся прежний порядок назначения глав администраций.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. “О реформе местного самоуправления в Российской Федерации” ранее назначенные или избранные главы местной администрации стали именоваться главами местного самоуправления. В Указе от 22 декабря 1993 г. “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации” установлено, что “по решению главы администрации (правительства) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа могут быть проведены выборы ранее назначенных глав местного самоуправления соответствующих территорий одновременно с выборами представительного органа местного самоуправления. Порядок проведения выборов глав местного самоуправления определяется в данном случае главой администрации (правительства) соответствующего субъекта Российской Федерации” 110 .

    Принятые субъектами РФ правовые акты об организации местного самоуправления по-разному решали вопрос о порядке формирования местной администрации. Так, согласно Положению о местном самоуправлении в Московской области на период поэтапной конституционной реформы, утвержденному Московской областной Думой 3 февраля 1994 г., был установлен следующий порядок назначения глав администраций (глав местного самоуправления):

    главы администраций районов и городов областного подчинения назначались и освобождались главой администрации Московской области;

    главы администраций городов районного подчинения, поселков и сельских округов назначались и освобождались главой администрации соответствующего района или города областного подчинения. После выборов представительных органов местного самоуправления был предусмотрен иной порядок назначения глав администрации. В этом случае назначение производилось главой вышестоящей администрации по согласованию с выборным представительным органом, при этом кандидатура считалась согласованной, если в ее поддержку высказалось более половины представителей этого органа. Освобождение от должности главы администрации в соответствии с Положением о местном самоуправлении в Московской области на период поэтапной конституционной реформы от 3 февраля 1994 г. производилось главой вышестоящей администрации самостоятельно или по представлению не менее двух третей членов соответствующего представительного органа местного самоуправления 111 .

    Конституция РФ предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами не только через выборные и другие органы местного самоуправления, но и путем форм прямого волеизъявления. К таким формам относятся собрания (сходы) граждан. Согласно Положению об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы 1993 г. в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек местное самоуправление могло осуществляться непосредственно населением через собрания, сходы и выборным главой местного самоуправления, который должен был периодически отчитываться перед собранием. Данная норма воспроизводилась также в Положениях о самоуправлении, принимаемых в субъектах РФ.

    Закон РСФСР о местном самоуправлении, как уже отмечалось, закреплял определенную “систему сдержек и противовесов” во взаимоотношениях местного Совета и местной администрации. Однако Конституция РФ не определяет характер взаимоотношений представительных органов местного самоуправления и местной администрации.

    Указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления, изданные в конце 1993 г., устанавливали, по существу, приоритет администрации в ее взаимоотношениях с представительным органом местного самоуправления. Это нашло свое выражение в следующем:

    Главы местных администраций получили статус глав местного самоуправления;

    Выборный представительный орган местного самоуправления созывался на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления (главой администрации);

    Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимались выборным представительным органом местного самоуправления по представлению и согласованию с главой местного самоуправления (главой администрации);

    Глава местного самоуправления вправе был выносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении;

    Глава местного самоуправления председательствовал на заседаниях выборного представительного органа местного самоуправления и являлся главой соответствующей администрации.

    Правовые акты об организации местного самоуправления, принимаемые субъектами Федерации, как правило, воспроизводили положения Указа Президента РФ от 26 октября 1993 г., определяющие статус главы администрации, а также дополняли его нормами, усиливающими роль главы администрации в системе местного самоуправления. Так, Положение о местном самоуправлении в Московской области на период поэтапной конституционной реформы, утвержденное Московской областной Думой 3 февраля 1994 г., закрепляло, что решения представительного органа местного самоуправления подписываются главой администрации не позднее пяти дней со дня принятия. До истечения этого срока глава администрации вправе был возвратить в представительный орган решение с мотивированным заключением о причинах его возврата. Если при повторном рассмотрении решение принимается двумя третями избранных представителей, то глава администрации обязан подписать решение.

    Анализ правовых актов субъектов Федерации по вопросам организации местного самоуправления позволяет сделать следующие выводы, характеризующие организацию работы представительных органов местного самоуправления в рассматриваемый период:

    Резко сократился численный состав представительных органов местного самоуправления по сравнению с прежними местными Советами: он колебался от 5 до 25 представителей в зависимости от численности населения данной территории;

    Представительные органы местного самоуправления стали именоваться по-разному: собрание представителей, дума, местный Совет (например, в Омской области) и др.;

    Представители (депутаты) работали, как правило, на непостоянной основе. Число депутатов, работающих на постоянной основе, определялось представительным органом самостоятельно;

    Кворум заседаний обеспечивался или двумя третями членов Собрания представителей от установленной для него численности (например, в Московской области), или более чем половиной членов данного органа самоуправления (например, в Хабаровском крае) 112 ;

    Созывал заседания представительного органа и представительствовал на них глава местного самоуправления. Он же подписывал решения представительного органа местного самоуправления. Не исключалась возможность и избрания из числа представителей председателя данного представительного органа (например, в Омской области). Порядок ведения заседаний и принятия решений регулировался регламентом и другими внутренними документами представительного органа;

    Полномочия данного представительного органа местного самоуправления конкретизировались в уставе соответствующей территории. Проект устава вносил глава местной администрации. В случае отклонения представительным органом

    проекта устава глава местного самоуправления имел право внести проект устава на местный референдум;

    Глава местного самоуправления и другие должностные лица местной администрации могли быть членами соответствующего представительного органа местного самоуправления. Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы предусматривало возможность образования органов местного самоуправления, формируемых из представителей органов местного самоуправления. Такие органы могли быть образованы в районах, а также в сельсоветах. Однако данные новации были восприняты не всеми субъектами Федерации. Например, в Московской области в районах собрание представителей избиралось населением прямым тайным голосованием. На территории же сельсовета (который в Московской области именуется сельским округом) представительным органом местного самоуправления являлось собрание старост.

    Упомянутое Положение об основах организации местного самоуправления предусматривало также возможность создания единого органа местного самоуправления на территориях, включающих несколько городских или сельских поселений. Такой орган должен был создаваться совместным решением органов местного самоуправления этих поселений.

    С принятием Закона об общих принципах организации местного самоуправления начался третий период развития организационных основ местного самоуправления. Его суть выражена в конституционном принципе: структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

    Обеспечению организационной самостоятельности местного самоуправления служит законодательный запрет: образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

    Формирование и развитие организационной структуры местного самоуправления предполагает также сочетание форм прямой и представительной демократии, коллегиальных и единоличных начал, выборности и назначенности при замещении муниципальных должностей; осуществление контроля представительных органов местного самоуправления за деятельностью иных органов местного самоуправления; установление оснований и форм ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

    Современный период развития организационной основы местного самоуправления характеризуется становлением и формированием в Российской Федерации нового вида службы: муниципальной службы. Принятие Закона об основах муниципальной службы послужило базой для развития законодательства субъектов Федерации о муниципальной службе.

    "

    Впервые термин "основы местного самоуправления" был введен Федеральным Законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" в связи с необходимостью организации деятельности населения по осуществлению местного самоуправления.

    Под основами местного самоуправления следует понимать сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть.

    Важнейшим условием эффективности местного самоуправления являются его организационные основы, с помощью которых на муниципальном уровне происходит формирование и организация практической работы различных органов местного самоуправления, координация их деятельности, а также их взаимодействие с органами государственной власти.

    Организационные основы, являясь институтом муниципального права, представляют собой совокупность муниципальноправовых норм-принципов, принятие которых в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

    Организационные основы должны соответствовать возложенным на органы муниципального образования целям и задачам, выраженным в основном в их компетенции. При этом основы должны соответствовать уровню развития и в стране в целом, и в отдельно взятом муниципальном образовании.

    Организационные основы местного самоуправления представляют собой Совокупность норм , закрепленных в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, устанавливающих:

    1) систему органов местного самоуправления (общие принципы ее формирования);

    2) общие принципы формирования структуры органов местного самоуправления;

    3) основы организации муниципальной службы;

    4) особенности организации самоуправления в разных видах муниципальных образований и на территориях со специальным административно-правовым режимом.

    В отличие от экономических основ организационные основы Закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в отдельную главу не выносит, поскольку нормы, составляющие в совокупности организационные основы местного самоуправления, находятся во всех главах Закона.

    40. Система и структура органов местного самоуправления

    В любом государстве способность органов местного управления эффективно выполнять свою задачу во многом зависит от того, как они организованы. Известно, что организация чего-либо имеет структурную и функциональную стороны. Применительно к механизму местного самоуправления это означает прежде всего создание соответствующей системы органов местного самоуправления, разработку структуры этих органов, установление компетенции каждого из них, подбор и расстановку кадров.

    В соответствии с Конституцией РФ носителем и единственным источником власти в РФ является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3). При этом ч. 2 ст. 130 Конституции РФ конкретизирует ч. 2 ст. 3 и предусматривает осуществление гражданами местного самоуправления "через выборные и другие органы местного самоуправления".

    Термин "структура " используется во многих отраслях познаний, но законодательного закрепления данное понятие не имеет. Существуют различные точки зрения относительно данного понятия, но однозначного вывода из теоретических исследований ученых сделать нельзя.

    В узком смысле структура органов местного самоуправления - это система имеющих самостоятельный статус органов, которые на данной территории осуществляют функции и полномочия местного самоуправления . В широком смысле - понятие структура органов местного самоуправления включает также внутренние подразделения представительного органа и исполнительного органа. Структура органов местного самоуправления и в узком, и в широком смысле является предметом местного ведения.

    Понятия "система" и "структура" органов местного самоуправления аналогичны, причем понятие "система" более узкое и входит в понятие "структура", имеющее узкий и широкий смысл.

    Согласно Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в уставах муниципальных образований. Обсуждению не подлежит лишь судьба обязательных органов местного самоуправления: представительных, исполнительных органов и главы муниципального образования.

    Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" впервые подробным образом фиксирует процедуру определения структуры местных органов при образовании на межселенных территориях нового муниципального образования или в случаях его преобразования. Структура определяется населением на местном референдуме, сходе граждан (на территориях с численностью жителей менее 100 человек) либо представительным органом местного самоуправления. Тот или иной вариант решения такого вопроса отражается в муниципальном уставе.

    Вам также будет интересно:

    Вышемир: Мой журнал — LiveJournal Эль мю
    Цена «путинских вилок» (Эль Мюрид/А.Баранов/М.Калашников)https://youtu.be/pp0awBAPnws...
    Учет ГСМ в «1С Учет гсм в 1с 8
    При наличии большого количества транспортных средств, источников финансирования,...
    Бухучет инфо Повышены лимиты доходов для начисления страховых взносов
    Как начислять заработную плату сотрудникам в программе 1с Бухгалтерия 3.0? «1С:Бухгалтерия...
    Осуществление благотворительной деятельности
    Благотворительность не имеет своей целью получение коммерческой выгоды. Однако организации,...
    Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов Требования по охране труда перед началом работы
    Требования к профессиям, которые обуславливают профессиональные стандарты и развитие...