О компании Информационные бизнес системы ibs

Что делать, если мазок на цитологию показывает воспаление?

Какие будут условия и требования

Рецензия на игру Detroit: Become Human (2018)

Приглашение встретить Новый год — для одиноких мужчин и женщин!

Урок окружающего мира "Что из чего сделано

Лей, не жалей: самые прожорливые автомобили российского рынка Городские седаны и спортивные авто

Полироль матовая для пластика автомобиля

Первым снегом понесло. «Первый снег» И. Бунин. Личностные результаты обучения

Как готовить пасту с креветками в сливочном соусе

Макароны с кукурузой Макароны с кукурузой консервированной

Макароны с томатным соусом, кукурузой и зеленью Макароны с кукурузой консервированной

Витамин с для мужской силы

ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов

Федеральная служба по финансовому мониторингу Проведение финансовых расследований

Основные начала принципы жилищного права. Конституционные основы жилищного права

Принципами жилищного права являются выраженные в нормах жилищного законодательства руководящие положения, которые определяют содержание и основные начала данной отрасли.

Принципы жилищного законодательства определены в ст.

1ЖК РФ.

Проблема принципов жилищного права исследовалась многими учеными, но подробно, такими учеными, как Г.А. Свердлык, И.Б. Марткович, П.И. Сердугин, В.Д. Комаров и др. Они высказали разные точки зрения о том, какие принципы являются для жилищного права базовыми (основными). В жилищном праве мы видим проявление действия принципов нескольких отраслей права. Например, в сфере жилищных отношений регулирование пользования жилыми помещениями на основе договора найма осуществляется по принципам, свойственным гражданскому праву, и, соответственно, проявляется гражданско-правовой метод регулирования. Жилищное право основывается на следующих принципах:

Обеспечения условий для осуществления права на жилище; -неприкосновенности жилища;

Недопустимости произвольного лишения жилища;

Свободы осуществления жилищных прав;

Свободы передвижения;

Доступности пользования жилым фондом;

Использования жилого помещения по назначению;

Необходимости судебной защиты жилищных прав граждан.

1 Принцип обеспечения условий для осуществления права на жилище Согласно Конституции РФ, жилищное законодательство должно основываться на признании равенства участников жилищных отношений, необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, их судебной защиты, недопустимости произвольного лишения жилища, его неприкосновенности.

Для раскрытия сущности данного принципа необходимо обратить внимание на положения Конституции РФ. Статья 40 Конституции РФ закрепляет необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

А статья 2 ЖК РФ содержит перечень этих условий:

Государственные органы и органы местного самоуправления:

Содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

Используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

В установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

Стимулируют жилищное строительство;

Обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

Обеспечивают контроль за использованием жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

Обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

Жилищное право – это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения.

Предметом регулирования жилищного права являются разнородные общественные отношения, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название «жилищные отношения». К ним можно отнести не только отношения по использованию жилья, но и отношения, связанные с эксплуатацией и управлением жилым фондом, с учетом нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и т.д. Вопросам классификации и рассмотрению такого сложного понятия, как жилищные правоотношения, посвящена отдельная глава, а здесь обратим внимание на следующие основополагающие моменты жилищного законодательства :

1) методы;

2) действие норм жилищного права во времени;

3) применение жилищного законодательства по аналогии;

4) соотношение норм жилищного законодательства и других отраслей права.

Методы жилищного права представляют собой совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается его предмет.

При изучении жилищного права традиционно используются следующие методы:

1) всеобщие – они основаны на общеправовых положениях (государство и право являются теми институтами, которые существуют независимо от воли и сознания человека и находятся в постоянном развитии);

2) общенаучные , к ним относятся анализ (рассмотрение и исследование жилищных правоотношений по составным частям); синтез (объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе), а также системный подход к рассмотрению материала в целом;

3) функциональный , при котором происходит изучение функций государственно-правовых структур, их взаимодействия в жилищных правоотношениях;

4) частнонаучный метод с использованием:

а) юридического подхода к изучению предмета жилищного права, при этом дается необходимое определение общих понятий, производится их классификация и т.д.;

б) сравнительно-правового сравнения, сопоставления положений законодательства в целом, сопоставления требований иных отраслей права;

в) статистического подхода, который основан на конкретной статистической информации, количественных показателях;

г) социологического метода, основанного на исследовании мнений членов общества по вопросам отдельных жилищных проблем.

Традиционно термин «жилищное право» используется в юридической литературе для определения места совокупности правовых норм, регулирующих жилищные правоотношения, в системе российского права, а также в качестве науки, изучающей нормы права, регулирующие жилищные отношения.

Первая трактовка указанного понятия никогда не была однозначной. С одной стороны, принято считать жилищное право подотраслью, составной частью гражданского права (например, данной точки зрения придерживался И.Л. Брау-де). Но, подходя к данной проблеме с позиций других авторов (В.К. Райдер), нужно обратить внимание на тот факт, что хотя жилищное право и использует методы правового регулирования других отраслей, но отношения, составляющие его предмет регулирования, можно выделить в комплексную (выделившуюся из основной) отрасль права, в которой одновременно действуют нормы административного, гражданского, семейного и других отраслей права.

Исходя из этого, рассматривая жилищное право как науку, нужно понять, что оно взаимосвязано с единой системой юридических наук, оно изучает как общие правовые понятия в сфере жилищных правоотношений, так и конкретные юридические проблемы жилищного законодательства.

Согласно Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии с общими правилами, установленными ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим только после введения его в действие . Действие этих актов может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения их в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этими актами. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

То есть в соответствии с общеправовым принципом законодательные акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Если жилищные отношения возникли до вступления в силу ЖК РФ, он подлежит применению только в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Исключения из этого положения должны быть предусмотрены федеральным законом.

Например, это касается следующего:

1) предоставления жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам, нуждающимся в получении жилья. В связи с тем, что ЖК РФ предусмотрен новый порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, с 1 марта 2005 г. указанные действия уполномоченными органами должны осуществляться в соответствии с его требованиями (ст. 49 ЖК РФ). Названные нормы в соответствии с ЖК РФ вступают в силу с 1 марта 2005 г. и обратной силы не имеют.

Но при этом за лицами, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., сохранено право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», далее – ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»).

Они могут сняться с учета по общим основаниям, предусмотренным в Кодексе для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в следующих случаях:

а) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

б) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

в) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

г) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

д) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;

е) в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ;

2) тех правоотношений, которые возникают по поводу пользования жилыми помещениями в качестве общежитий, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданных органам местного самоуправления, и регулируются нормами раздела 3 ЖК РФ. То есть в отношении указанных помещений должны быть заключены договоры социального найма.

Лица, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Кодекса, и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений при условии, что их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ;

3) системы предоставления определенным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленной до введения в действие ЖК РФ. Данная система базировалась на федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Например, в ст. 3 Федерального закона от 9 января 1997 г. № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» предусмотрены льготы по предоставлению, строительству, оплате жилья и по оплате коммунально-бытовых услуг, в частности установлено освобождение Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и проживающих совместно с ними членов их семей от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) в домах независимо от вида жилищного фонда. Этот и подобные ему нормативные правовые акты, устанавливающие льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, будут действовать до внесения изменений в соответствующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Это вызвано тем, что ст. 160 ЖК РФ предусмотрена иная система – компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, до принятия указанных нормативных актов будет функционировать прежний порядок предоставления указанных льгот.

Статьей 7 ЖК РФ допускается применение жилищного законодательства по аналогии. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Данное положение регулирует возможность разрешения ситуации при возникновении пробелов в правовом регулировании. То есть аналогия закона – это применение в указанных случаях правовых норм, регулирующих сходные отношения. Эта правовая структура используется при рассмотрении ситуаций, когда жилищные отношения не регламентированы ни нормами жилищного права, ни соглашением сторон. Тогда для принятия необходимого решения при наличии конкретных условий допустимо применение закона по аналогии.

При отсутствии соответствующих норм жилищного законодательства для установления прав и обязанностей сторон жилищных отношений возможно применение общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. При отсутствии норм, позволяющих применять аналогию закона (например, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), части первая, вторая и третья), применяются общие начала и принципы права. Данное положение соответствует общим нормам гражданского законодательства, установленным ст. 6 ГК РФ.

Нормы права согласованы между собой и образуют единую систему права, в которой внутренне организованы нормы различных отраслей права, тесно взаимосвязанные между собой. Поэтому говорить, что к жилищным правоотношениям подлежат применению только нормы жилищного законодательства, нельзя.

Как уже говорилось ранее, жилищное право представляет собой отрасль законодательства , совокупность правовых норм, институтов, объединенных однородной сферой общественных отношений. Таким образом, с одной стороны, жилищное право самостоятельно, но, с другой, оно тесно взаимосвязано с другими отраслями права.

В первую очередь необходимо обратить внимание на соотношение норм гражданского и жилищного законодательства . Можно выделить следующие случаи пересечения области регулирования жилищного законодательства с нормами гражданского или иного законодательства.

ГК РФ содержит ряд правил, применяемых к жилищным отношениям. Например, гл. 35 ГК РФ регулирует вопросы найма жилого помещения, в том числе найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования (т.е. те же вопросы, которые рассматриваются непосредственно в ЖК РФ). Несмотря на то что нормы ГК РФ имеют приоритет в регулировании договора найма жилого помещения, законодатель в ст. 672 ГК РФ устанавливает, что договор найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. Однако к такому договору применяются также правила ст. 674, 675, 678, 680, п. 1–3 ст. 685 ГК РФ. Другие положения ГК РФ применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.

Таким образом, ряд вопросов регулируется одновременно и жилищным, и гражданским законодательством Российской Федерации. Например, гл. 18 ГК РФ посвящена регламентации права собственности и других вещных прав на жилые помещения. При этом права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан определены в гл. 5 ЖК РФ. В результате этого содержащиеся в гл. 2 ЖК РФ нормы о праве собственности и других вещных правах на жилое помещение являются гражданско-правовыми и применяются с учетом соответствующих положений ГК РФ.

В некоторых случаях, которые перечислены в ЖК РФ, нормы гражданского законодательства применяются в обязательном порядке. Например, ст. 18 ЖК РФ регламентирует порядок государственной регистрации прав на жилые помещения. Согласно этой статье право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ЖК РФ. Правила государственной регистрации недвижимости (а жилые помещения также отнесены к этой категории) закреплены в ст. 131 ГК РФ. В соответствии с ней право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Договор продажи и переход права считаются зарегистрированными со дня внесения записей соответственно о договоре продажи и о переходе права в Единый государственный реестр прав (п. 3 ст. 2, п. 7 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданское и жилищное право взаимосвязаны и соотносятся друг с другом как общие нормы (содержащиеся в гражданском законодательстве) и более конкретизированные, специальные нормы жилищного права.

Кроме того, в ЖК РФ содержатся нормы, в соответствии с которыми к жилищным отношениям применяется иное законодательство. Это допустимо в случае, когда речь идет о жилищных отношениях, связанных с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги. При этом применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ. Например, правоотношения, возникающие при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, регулируются Градостроительным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Также с проблемами ремонта, переустройства и перепланировки жилых помещений связаны нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения в сфере бытового подряда (§ 2 гл. 37 ГК РФ).

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что в сфере регулирования жилищных отношений имеют приоритет нормы ЖК РФ и иных нормативных правовых актов, отнесенных к сфере жилищных правоотношений. Данные акты соотносятся с актами гражданского и иного законодательства как специальное законодательство по отношению к общему. То есть применение положений иной отрасли права должно быть обосновано либо отсылочной нормой жилищного законодательства, либо отсутствием необходимой жилищной нормы права, непосредственно регулирующей спорную ситуацию.

Необходимо также раскрыть место жилищного законодательства РФ в системе международного права .

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 9 ЖК РФ устанавливает правила соотношения положений жилищного законодательства и норм международного права, а также декларирует положение о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.

§ 2. Принципы жилищного права

В ст. 1 ЖК РФ закреплены основные начала жилищного законодательства .

Основные начала представляют собой основополагающие, наиболее значимые принципы и положения, на которых основано жилищное законодательство. Кроме того, при установлении этих принципов законодатель одновременно закрепляет цели, для достижения которых будут реализовы-ваться сформулированные им идеи.

К основным началам жилищного законодательства отнесены в первую очередь конституционные права граждан, такие как право на жилище, на его безопасность, неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, а также необходимость беспрепятственного осуществления вытекающих из жилищных отношений прав, признание равенства участников жилищных отношений, необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Принципы жилищного права – это основополагающие положения, выражающие наиболее значимые начала жилищного законодательства и определяющие характер законодательства и практику его применения.

К ним относятся:

1) принцип неприкосновенности жилища – он содержится в ст. 3 ЖК РФ. В соответствии с этой нормой права жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан, иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая. В ст. 12 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (далее – УПК РФ) предусмотрено, что проведение осмотра жилища возможно только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а обыска и выемки в жилище – на основании судебного решения. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 5 ст. 165 УПК РФ (когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения с соблюдением процессуальных требований ч. 5 ст. 165 УПК РФ).

В качестве примера можно также привести нормы п. 18 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции», согласно которому милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право, в частности, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. При этом обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 ч.

Указанный основополагающий принцип жилищного законодательства соответствует нормам, содержащимся в ст. 25 Конституции РФ: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

За нарушение неприкосновенности жилища предусмотрена уголовная ответственность. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, наказывается в соответствии со ст. 139 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. (далее – УК РФ). Под жилищем в указанной статье понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания;

2) недопустимость произвольного лишения жилища – никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами. Данный принцип гарантирует стабильность жилищных прав граждан, в первую очередь устойчивость в положении нанимателей жилых помещений по договорам социального найма. Он также соответствует конституционному принципу, который содержится в ст. 40 Конституции РФ: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». То есть с указанным принципом непосредственно связан принцип, в соответствии с которым за каждым закреплено конституционное право на жилище. В отношении защиты права собственности действует также ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Об этом говорится в ст. 242 ГК РФ, которая допускает осуществление такого правового акта, как реквизиция. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

При этом необходимо обратить внимание на нормы ст. 243 ГК РФ о конфискации. В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). Определение понятию конфискации дано также в Сводном законе РСФСР от 28 марта 1927 г. «О реквизиции и конфискации имущества», который хотя и применяется со значительными ограничениями, но тем не менее допускает принудительное и безвозмездное отчуждение имущества в пользу государства, производимое по приговорам суда, а равно в случаях, особо указанных в законе, по распоряжениям уполномоченных на то государственных органов;

3) свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации – в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании ЖК РФ или федерального закона. Согласно п. 4 ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании ЖК РФ, другого федерального закона. Статья 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит перечень оснований ограничения права граждан РФ на свободу передвижения, а также на выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России может быть ограничено:

а) в пограничной полосе – данное положение регулируется Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации». Статья 17 этого Закона предписывает осуществлять въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами и пограничными войсками на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений;

б) в закрытых военных городках;

в) в закрытых административно-территориальных образованиях – в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» на указанных территориях установлен особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов. Он включает в себя ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории. Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно-территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение;

г) в зонах экологического бедствия – например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ст. 6 основывается, в частности, на следующих требованиях:

– на необходимости завершения обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы;

– на положении о том, что гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства;

д) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

е) на территориях, где введено:

– чрезвычайное положение согласно ст. 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». В этом случае должны быть установлены ограничения на свободу передвижения по указанной территории, а также введен особый режим въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

– военное положение в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». На территории, на которой введено военное положение, вводится и обеспечивается особый режим въезда и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

4) доступность пользования жилым фондом – принцип, содержащийся в ст. 40 ч. 3 Конституции РФ, гласит, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Кроме того, в соответствии с этим принципом граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.

Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Но при этом граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан;

5) целевое использование жилых помещений – жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством РФ;

6) недопустимость ограничения жилищных прав – жилищные права могут быть ограничены только на основании федерального закона и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. То есть цели предусмотренных ограничений перечислены в ЖК РФ и не могут толковаться расширительно.

Вышеназванные принципы, содержащиеся в ст. 1 ЖК РФ, свойственны только жилищному праву. Именно они способны оказать влияние на жилищные правоотношения в целом, а также на применение норм жилищного законодательства.

Они проявляются в жилищных отношениях независимо от оснований их возникновения и категории жилого фонда.

Регулирование жилищных отношений должно осуществляться в целях обеспечения указанных выше конституционных прав граждан, которое повлечет укрепление законности в области жилищных отношений.

Жилищное законодательство – это совокупность нормативных правовых актов, система правовых норм, с помощью которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие жилищно-правовые нормы. То есть именно посредством законов, подзаконных актов, входящих в систему жилищного законодательства, осуществляется регулирование жилищных правоотношений.

Таким образом, систему жилищного законодательства образуют различные законы, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения (источники жилищного права).

Эти нормативные правовые акты, которые изданы органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации и содержат указанные правоотношения, являются источниками жилищного права .

До декабря 2004 г. действующее на тот момент жилищное законодательство было фактически сформировано в 1984 г. с утверждением Жилищного кодекса РСФСР с учетом внесенных в него поправок (далее по тексту – ЖК РСФСР) и принятием на его основе законов и подзаконных актов. Их устаревшие положения, не соответствовавшие требованиям времени и сформировавшейся в стране правовой, экономической и политической ситуации, явились причиной реформирования жилищного законодательства. Этот процесс должен был стать длительным, так как было необходимо не только изменить или внести соответствующие поправки в тот или иной документ.

В результате предпринятых действий должна была сложиться иная концепция жилищного законодательства.

Она была сформирована после принятия ряда нормативных документов, в корне изменивших правовое регулирование в жилищной сфере :

1) основные направления реформы жилищного законодательства содержались в пакете из 27 законопроектов (проекты нового ЖК РФ, законов о внесении необходимых изменений в Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, в федеральные законы «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и другие нормативные правовые акты), принятых Государственной Думой в 2004 г.;

2) в конце 2004 г. законодатель принял пакет законов, в котором значительную долю составили жилищные акты, во многом существенно изменившие правоотношения в данной сфере.

При подготовке ЖК РФ законодателем был проделан большой объем работы по приведению в соответствие с ним всего блока жилищного, гражданского, земельного законодательства Российской Федерации. В результате были оставлены в силе нормативные акты, соответствующие требованиям времени, начата реформа жилищных правоотношений.

Новый ЖК РФ был введен в действие с 1 марта 2005 г. в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». С введением его в действие произошли значительные изменения в нормативной базе. С этого дня:

1) утратили силу ЖК РСФСР, законы «Об основах федеральной жилищной политики» и «О товариществах собственников жилья», признаны недействующими на территории РФ Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик 1981 г., так как в этих актах имеются положения, противоречащие новому ЖК РФ. Таким образом, в результате этих действий была отменена часть нормативных документов, законов, подзаконных актов, содержащих нормы, регулирующие взаимодействие его с иными нормами жилищного законодательства, а также ряд подзаконных актов, касающихся порядка введения в действие ЖК РСФСР. Необходимо учесть, что указанные документы на территории РФ уже фактически не применялись по причине несоответствия их положений сложившейся в стране политической и экономической ситуации;

2) другие нормативные правовые акты, регулировавшие правоотношения в жилищной сфере до вступления в действие нового ЖК РФ, подлежат применению до приведения их в соответствие с новым ЖК РФ, а пока применяются в части, ему не противоречащей. К ранее возникшим жилищным отношениям ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие;

3) до 1 марта 2010 г. продолжают действовать некоторые нормы жилищного законодательства Российской Федерации. На период с 1 марта 2005 г. и до 1 марта 2010 г. будет иметь юридическую силу, например, раздел 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», содержащий основные принципы и условия приватизации жилых помещений.

Действующий в настоящее время ЖК РФ и принимаемые в соответствии с ним подзаконные акты представляют собой новые, основополагающие нормативные документы, формирующие единый, цельный подход законодателя к регулированию жилищных вопросов.

Исходя из вышесказанного можно выделить следующие группы источников жилищного законодательства на основании их юридической силы в соответствии со ст. 5 ЖК РФ:

1) Конституция РФ – ее нормы служат правовой основой развития российского законодательства в целом, в систему которого входит и жилищное законодательство. Она имеет высшую силу и прямое действие. Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

2) ЖК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти) – в соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Необходимо уточнить содержание таких понятий, как закон, федеральный закон, подзаконный акт. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в предусмотренном порядке представительным органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения. Основными видами законов в зависимости от уровня органа, его принявшего, являются:

а) федеральные законы , которые подразделяются на федеральные законы, которые принимаются Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ и являются основным видом законов, и федеральные конституционные законы, которые регулируют только вопросы, указанные в Конституции. К таким вопросам относятся военное положение, чрезвычайное положение, изменение статуса субъекта Федерации, о референдуме, о судебной системе и др.;

б) законы субъектов Федерации. Они принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и Федерации законодательными органами субъектов Федерации. Порядок и процедура их принятия конкретизированы в конституциях и уставах соответствующего субъекта.

Взаимодействие указанных нормативных актов осуществляется в следующем порядке. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Подзаконные нормативные правовые акты являются следующей разновидностью источников российского права.

К ним относятся:

а) на федеральном уровне – указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 20 апреля 2005 г. № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»), постановления Правительства РФ (например, постановление Правительства РФ от 17 сентября 2006 г. № 675 «О федеральной целевой программе “Жилище” на 2002–2010 годы»);

б) на уровне субъектов Федерации – акты органов государственной власти субъектов Федерации (согласно ст. 65 Конституции РФ в составе Российской Федерации находятся отдельные субъекты, например республика Адыгея, республика Алтай, Алтайский край, Краснодарский край, Рязанская область, Самарская область, города федерального значения, Еврейская автономная область, а также автономные округа), акты органов местного самоуправления, уставы областей, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Подзаконные акты подчиняются нормам закона и должны соответствовать друг другу. Структура системы права и соотношение закона и подзаконного акта обеспечивает верховенство закона и сокращает сферу регулирования подзаконных актов.

Указы Президента РФ, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить ЖК РФ, другим федеральным законам. Правительство РФ вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (например, постановление Госстроя РФ от 27 февраля 2004 г. № 11 «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2004 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета»).

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие правила, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании ЖК РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.

Основополагающие начала, регулирующие практику применения законодательных норм в сфере жилищных правоотношений, называются принципами жилищного права. Они нашли свое отражение в Жилищном кодексе РФ и других нормативных актах, связанных с вопросами использования, распоряжения и владения жилыми помещениями.

Классификация принципов жилищного права

В юридической науке выделяют следующие основные принципы жилищного права:

  • 1. принцип неприкосновенности жилища;
  • 2. недопустимость произвольного лишения жилища;
  • 3. свободный выбор места жительства в пределах Российской Федерации;
  • 4. доступность пользования жилищным фондом;
  • 5. целевое использование жилых помещений;
  • 6. недопустимость ограничения жилищных прав;
  • 7. обеспечение жильем нуждающихся в нем граждан;
  • 8. равенство участников жилищных отношений;
  • 9. судебная защита и восстановление нарушенных жилищных прав;
  • 10. принцип обеспечения сохранности жилищного фонда.

Особенности принципов жилищного права

Рассмотрим особенности приведенных выше принципов жилищного права более подробно.

1. Статья 3 Жилищного кодекса РФ устанавливает принцип неприкосновенности жилища. Это значит, что никто не вправе проникнуть в дом или квартиру без согласия проживающих в нем граждан.

Исключение может быть сделано только на основании судебного решения и в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Среди них:

  • 1. спасение жизни граждан или их имущества;
  • 2. обеспечение общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках или иных обстоятельствах чрезвычайного характера;
  • 3. задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
  • 4. пресечение совершаемых преступлений;
  • 5. установление обстоятельств совершенного преступления или несчастного случая.

За нарушение неприкосновенности жилища предусмотрена уголовная ответственность.

2. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве его использования, в том числе и в предоставлении коммунальных услуг.

Согласно статье 35 Конституции России, только решение суда является основанием для лишения человека принадлежащего ему имущества. А принудительное отчуждение частной собственности для государственных нужд возможно лишь при условии предварительного и равноценного возмещения.

Реквизиция имущества гражданина, в том числе и жилья, допустима только в случае чрезвычайных обстоятельств, таких как стихийные бедствия или эпидемии.

3. В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Жилищного кодекса РФ, граждане России, законно находящиеся на территории нашей страны, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания.

Право на свободу передвижения и выбор места пребывания может быть ограничено в пограничной полосе или в закрытых военных городках.

4. Доступность пользования жилым фондом утверждена частью 3 статьи 40 Конституции России, которая гласит, что нуждающимся в жилье малоимущим гражданам оно предоставляется органами государственной или муниципальной власти. Процедура получения такого жилья четко регламентирована действующим законодательством.

Кроме того, граждане осуществляют свои жилищные права по личному усмотрению, конечно, не нарушая при этом законные интересы других людей.

5. Принцип использования жилых помещений по назначению предполагает, что в них нельзя размещать офисы организаций или учреждений, разворачивать промышленное производство товаров, предоставлять различные услуги. Жилое помещение предназначено лишь для проживания граждан.

Единственное допустимое исключение из общего правила - осуществление профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности. Разумеется, при этом не должны нарушаться законные интересы других граждан, требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные нормы.

  • 6. Жилищные права граждан могут быть ограничены лишь на основании федерального закона и настолько, насколько это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и прав других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
  • 7. Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для реализации права граждан на жилище. Госструктуры осуществляют следующие меры:
  • 1. содействуют развитию рынка недвижимости;
  • 2. используют бюджетные средства для улучшения жилищных условий граждан;
  • 3. предоставляют жилье по договорам социального найма;
  • 4. стимулируют жилищное строительство;
  • 5. контролируют исполнение жилищного законодательства.

Все эти меры строго регламентированы действующим законодательством.

  • 8. Принцип равенства участников жилищных отношений выражается в сотрудничестве органов власти и граждан при решении вопросов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
  • 9. Статья 46 Конституции России гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод. Это положение основного закона страны относится и к случаям нарушения жилищных прав, которые также можно отстаивать в судебных органах.
  • 10. Принцип обеспечения сохранности жилищного фонда означает установление государственного контроля и надзора за использованием зданий и помещений. Кроме того, на собственников домов и квартир возлагается обязанность по их ремонту и содержанию.

Метод жилищного права

Приемы и способы воздействия юридических норм на жилищные отношения представляют собой метод жилищного права. Поскольку оно является комплексной отраслью права, то его метод характеризуется чертами, присущими гражданскому, административному, земельному, финансовому и другим отраслям права, нормы которых могут присутствовать в жилищных правоотношениях.

Например, использование жилого помещения регулируют нормы гражданского права, а распределение и предоставление квартир относится к административному законодательству. Отношения в области управления, эксплуатации, обеспечения сохранности, ремонта жилого помещения регламентируются нормами гражданского, административного, налогового и земельного права.

Принципы жилищного права – это исходные, начала, положения, идеи, выражающие сущность отрасли жилищного права как специального регулятора общественных отношений. Они воплощают закономерности жилищного права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Принципы жилищного права закреплены в Конституции РФ и ст. 1, ст. 3 ЖК РФ.

Принципы жилищного права:

  1. недопустимости произвольного лишения жилища;
  2. неприкосновенности жилища;
  3. удовлетворения жилищных потребностей;
  4. целевого использования жилищного фонда;
  5. свободы выбора места жительства.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища (ст. 40 Конституции РФ, ст. 3 ЖК РФ) заключается в том, что никто не может быть незаконно лишён своего жилища. Этот принцип является одним из проявлений более общего принципа недопустимости произвольного вмешательства в частную жизнь.

Принцип неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 3 ЖК РФ) гарантирует стабильное осуществление права пользования жилым помещением субъектом жилищного права.

Указанный принцип запрещает проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Исключение: не распространяется на специализированные жилые помещения, свободные для доступа (например, казарменные помещения, в которых размещаются военнослужащие-призывники).

Этот принцип также провозглашен в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Принцип удовлетворения жилищных потребностей (доступности жилых помещений для пользования, владения и распоряжения) означает то, что гражданин может реализовывать право на жилище различными способами, например, вступлением в жилищно-строительный кооператив, на основании договора социального или коммерческого найма, договора купли-продажи, в порядке наследования и т.д.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. Таким образом, государство обязуется принимать дополнительные меры помощи малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилье.

Принцип целевого использования жилищного фонда означает то, что согласно ст. 17 ЖК РФ субъекты жилищного права могут пользоваться жилыми помещениями только согласно их прямому назначению – для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

При нецелевом использовании жилого помещения законодательством предусмотрены санкции.

Принцип свободы выбор места жительства заключается в праве каждого законно пребывающего на территории Российской Федерации человека выбрать место постоянного или временного проживания в любой части страны (

Важнейшим конституционным правом является право гражданина на свое жилье, поскольку необходимость в крыше над головой возникает в момент рождения человека и сохраняется за ним в течении всей жизни. В данной статье мы рассмотрим понятие жилищного законодательства, его требования и принципы.

Что такое жилищное право и жилищное законодательство

Жилищное право - это совокупность правовых норм, регулирующих жилищные отношения.

Жилищное законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, при помощи которых устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы в области жилья государство.

Российская система жилищного законодательства сформировала разные законы и нормативные правовые акты, призванные регулировать правоотношения в области жилья. Жилищное законодательство состоит из двух групп источников:

  • Законы Российской Федерации и подзаконные нормативные правовые акты ее субъектов.
  • Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Ознакомимся подробнее с его составляющими и внутренней иерархией.

Состав и структура жилищного законодательства

Итак, законодательство в этой области представляет собой совместное законотворчество и ведение Российской Федерации и ее субъектов. Структура жилищного законодательства является следующей:

  • Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г.;
  • федеральные законы Госдумы Российской Федерации;
  • президентские указы - акты, издаваемые им в рамках его полномочий;
  • постановления Правительства Российской Федерации - нормативные правовые акты управления, издаваемые Правительством в рамках своей компетенции, которые содержат положения, регулирующие отношения в жилищной сфере;
  • нормативные правовые акты исполнительных органов власти - постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения;
  • законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
  • нормативные документы местных властей Российской Федерации.

Таким образом, состав жилищного законодательства понятен.

Основной свод законов Российской Федерации гарантирует всем гражданам право на свою жилплощадь. Однако его реализацию регламентирует не Конституция Российской Федерации, а Жилищный кодекс, дополняемый нормами, которые содержат отдельные нормативные правовые акты.

Существуют некоторые особенности жилищного законодательства. Например, в случае конфликта норм ЖК РФ с нормами закона или другого нормативно-правового акта Российской Федерации или ее субъекта, необходимо применять положения ЖК РФ.

Главные принципы жилищного законодательства

Нужно отметить, что жилищное законодательство основывается на пяти составляющих, которые в совокупности являют собой принципы жилищного права. Это основы жилищного законодательства. К ним относятся следующие принципы:

  • Принципы обеспечения государством и местными властями благоприятной среды для реализации гражданами их прав на жилье и определенные требования по его безопасности.
  • Принципы недопустимости произвольного лишения жилища, а также неприкосновенности (этот принцип является конституционным).
  • Принципы беспрепятственной реализации жилищного права. Требования этих принципов позволяют гражданам в их интересах и на их усмотрение осуществлять жилищные права, включая распоряжение ими, право свободного выбора жилья для проживания и пр. Приведенные положения не исключают возможности введения требования ограничить жилищные права. Так, требования на ограничение прав граждан касательно свободного выбора жилья для проживания может быть связано с расположением жилого помещения на военном объекте.
  • Принципы равенства между участниками жилищных отношений по распоряжению жильем, если другие положения не предусмотрены в ЖК или законе.
  • Принципы справедливости - восстановления жилищных правонарушений и защиты в суде (защита жилищных прав является гражданским правом и реализуется способами, которые предусмотрены в ст. 12 ГК РФ).

Нормативные требования жилищного законодательства

Жилищное законодательство базируется на обеспечении государством условий для осуществления соответствующих гражданских прав на жилье и предусматривает для граждан свободный выбор по установке своих жилищных прав, в том случае, если ими не нарушены интересов прочих лиц. Федеральное законодательство в сфере жилья может ограничить жилищные права граждан, но лишь в определенной мере.

Для граждан, которые законно находятся на территории России, является правомерным право свободно выбирать жилье для проживания в статусе собственников или на других основаниях, установленных законом. Ограничение права гражданина на свободный выбор жилища является допустимым лишь на основании, которое содержит либо кодекс, либо другие законодательные акты.

Регулирование жилищных отношений

Жилищное законодательство регулирует не только нормы жилищного законодательства, но и нормы различных отраслей права, т.е. различные по своей природе отношения. Предметом некоторых из них является гражданско-правовое регулирование (к примеру, найм жилья, отношения собственности на жилое помещение, залог жилища и пр.), а вот предметом регулирования публичного права является, к примеру, учет лиц, которые нуждаются в жилье, управление жилищным фондом и др.

Нормативные акты жилищного законодательства

Характеризуя принципы жилищного права, стоит заметить, что Конституция Российской Федерации и Жилищный кодекс устанавливают требования к пределам их реализации и основаниям для ограничения (например, согласно положения ст. 55 Конституции РФ человеческие права и свободы можно ограничить федеральным законом лишь в необходимой мере).

Нормативные акты в сфере жилищных отношений, которые издают государственные органы РФ и ее субъекты, местное самоуправление и органы, разрешающие жилищные споры, обязаны подходить под принципы жилищного права. По существу, указанные требования выступают критериями для оценивания жилищного законодательства, а также практики его применения. Ниже можно ознакомиться со сферой действия подобных актов.

Действие акта жилищного законодательства во времени и пространстве

Действие акта жилищного законодательства Российской Федерации охватывает отношения в жилищной сфере, которые возникли до его непосредственного введения в действие, лишь в ситуациях, которые непосредственно предусматриваются этим актом. Правовые акты не обладают обратной силой и применимы к отношениям в этой сфере, которые возникли после того, как они были введены в действие.

Акты законодательства в жилищной сфере могут быть применимы к тем правам и обязанностям, которые образовались до их вступления в законную силу, если таковые права и обязанности образовались в силу положения договора, подписанного до введения такого акта в действие.

Кроме того, данный акт должен прямо устанавливать, что его требования имеют распространение на отношения, которые возникли из договоров, заключенных ранее. Кроме того, документы, регулирующие жилищно-правовые отношения, не должны вступать в противоречие с ЖК РФ и федеральными законами.

Мы рассмотрели основные положения жилищного законодательства, а также нормативные требования жилищного законодательства. Масштабный объем юридических документов является препятствием, которое затрудняет решение всех проблем, связанных с жилищем. Структура и состав жилищного законодательства таковы, что при возникновении жилищных споров, чтобы защитить свои права гражданам важно обладать серьезными знаниями не только жилищного и процессуального законодательства. Но не все располагают временем и желанием изучения законов, а уж разбираться в правовых нюансах и подводных камнях и отслеживать актуальные изменения законодательной базы могут лишь практикующие юристы.

Вам также будет интересно:

Вышемир: Мой журнал — LiveJournal Эль мю
Цена «путинских вилок» (Эль Мюрид/А.Баранов/М.Калашников)https://youtu.be/pp0awBAPnws...
Учет ГСМ в «1С Учет гсм в 1с 8
При наличии большого количества транспортных средств, источников финансирования,...
Бухучет инфо Повышены лимиты доходов для начисления страховых взносов
Как начислять заработную плату сотрудникам в программе 1с Бухгалтерия 3.0? «1С:Бухгалтерия...
Осуществление благотворительной деятельности
Благотворительность не имеет своей целью получение коммерческой выгоды. Однако организации,...
Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов Требования по охране труда перед началом работы
Требования к профессиям, которые обуславливают профессиональные стандарты и развитие...