О компании Информационные бизнес системы ibs

Что делать, если мазок на цитологию показывает воспаление?

Какие будут условия и требования

Рецензия на игру Detroit: Become Human (2018)

Приглашение встретить Новый год — для одиноких мужчин и женщин!

Урок окружающего мира "Что из чего сделано

Лей, не жалей: самые прожорливые автомобили российского рынка Городские седаны и спортивные авто

Полироль матовая для пластика автомобиля

Первым снегом понесло. «Первый снег» И. Бунин. Личностные результаты обучения

Как готовить пасту с креветками в сливочном соусе

Макароны с кукурузой Макароны с кукурузой консервированной

Макароны с томатным соусом, кукурузой и зеленью Макароны с кукурузой консервированной

Витамин с для мужской силы

ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов

Федеральная служба по финансовому мониторингу Проведение финансовых расследований

Различие общей и особенной частей финансового права. Система финансового права российской федерации К общей части финансового права относится

Финансовое право состоит из множества отдельных фи­нансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражает­ся в сложной целостной системе. Внутри этой единой систе­мы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения, располагаемые в определенной последовательности и взаимной связи. Груп­пировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи, регулируемых ими финансовых отношений, т. е. имеет объективную основу.

Однако право не может быть лишь зеркалом обще­ственных отношений, поскольку его предназначение - регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Следовательно, система финансового права - это объек­тивно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и рас­положение финансово-правовых норм в определенной пос­ледовательности.

В финансовом праве можно выделить наиболее крупные подразделения - Общую и Особенную часть.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, право­вые формы и методы финансовой деятельности государ­ства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для финансового права общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизи­руются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответству­ющие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых от­ношений. Финансово-правовой институт объединяет пра­вовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. В раздел по признаку однородности регулируемых от­ношений входит несколько финансово-правовых инсти­тутов. Всем этим отношениям свойственны общие отли­чительные черты (например, в раздел “Правовое регули­рование государственных доходов” входят институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отно­шения в области: а) государственной бюджетной систе­мы; б) внебюджетных государственных фондов; в) финан­сов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственно­го страхования; ж) налогообложения; з) банковского кре­дитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валют­ного регулирования. Они имеют соответствующие наи­менования.

В системе финансового права находит отражение фи­нансовая система Российской Федерации как объектив­но существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части финансового права. Построение Особенной части отража­ет состав финансовой системы, выделение в ней несколь­ких звеньев. В результате государственный бюджет, го­сударственный и банковский кредит, государственное страхование и т. д. получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

Научная обоснованность системы права, построение на основе объективно существующих отношений дает воз­можность наиболее правильного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей ак­тивной роли.

Нормы финансового права Российской Федерации содер­жатся в большом числе разнообразных правовых норматив­ных актов, или источниках. К ним относятся акты предста­вительных и исполнительных органов государственной вла­сти и местного самоуправления разных масштабов и уровней (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, об­ластные, местные и др.).

Итак, источники финансового права Российской Феде­рации - это правовые акты представительных и исполни­тельных органов государственной власти и местного само­управления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права - Конституция Российской Федерации, в которой закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государ­ства в целом и по отдельным ее направлениям, соответствен­но используемым звеньям финансовой системы. Особое ме­сто в финансовом законодательстве занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Рос­сийской Федерации.

Источники финансового права Российской Федерации имеют разную юридическую силу. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней.

Для последнего времени характерно расширение сфе­ры регулирования финансовых отношений законодатель­ными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге, о денежной системе и т. д. Ранее эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государ­ственного управления.

Нормы финансового права содержатся и в актах орга­нов исполнительной власти: указах Президента и поста­новлениях Правительства Российской Федерации (напри­мер, постановлением Правительства РФ устанавливают­ся ставки косвенных налогов - акцизов по отдельным видам товаров). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками фи­нансового права. То же относится и к актам местной ад­министрации.

Соответственно развитию методов финансово-правово­го регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности, со­глашения между ними. Соглашения по финансовым воп­росам не исключены и между другими органами.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления - министерств, ве­домств и т. д., регулирующих вопросы финансов в преде­лах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми кол­лективами, администрацией предприятий, организаций (например, положение о порядке распределения прибыли).

В связи с тем, что идет активный процесс формирова­ния финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобре­ли высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

Российская система права представлена большим количеством отраслей, каждая из которых регулирует ту или иную сферу экономических или общественных отношений. В числе наиболее значимых с точки зрения качества политического управления государством - финансовое право. Каковы особенности его российской модели?

Что такое финансовое право

Прежде чем исследовать особенности системы финансового права, функционирующей в РФ, определимся с основным предметом исследуемого нами вопроса. Каковы распространенные точки зрения экспертов в отношении рассматриваемой проблематики? Согласно общепринятому в российской экспертной среде определению, финансовое право - это юридическая отрасль, регулирующая отношения, которые возникают как результат деятельности главным образом структур власти на государственном или муниципальном уровнях. При этом отношения, о которых идет речь, могут обладать самыми разными признаками отнесения к тому или иному типу.

Характеристики системы финансового права в РФ

Система финансового права, если говорить о ее российской модели, представлена в виде нескольких основных категорий правоотношений.

Во-первых , это активности, отражающие консолидацию денежных ресурсов в рамках различных фондов, которые находятся в ведении государства или муниципалитетов.

Во-вторых , это деятельность, связанная с распределением финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства.

В-третьих , это отношения, в рамках которых финансовые резервы, о коих идет речь, используются в контексте решения социальных и экономических задач на практике.

В-четвертых , это процедуры контроля над тем, как осуществляется движение денежных средств под управлением государственных или муниципальных органов власти. Также некоторые эксперты считают, что система финансового права России включает и активности, отражающие процессы денежной эмиссии, которые осуществляются монетарными органами страны - прежде всего Центробанком.

Какие задачи решаются в рамках первой группы активностей? Главным образом это отношения, отражающие взимание различных налогов и сборов, которые подлежат зачислению в государственную казну. Касательно второй категории активностей - здесь в приоритете межбюджетные отношения (в том числе дотации, субвенции, субсидии и т. д.).

Третий тип отношений включает главным образом государственные или же муниципальные расходы. В рамках четвертой категории активностей осуществляется решение задач, связанных с налоговым, а также бюджетным контролем (в ряде случаев - мониторингом финансовых активностей предприятий со стороны банков). Собственно, эмиссия - это выпуск государством национальных денежных знаков. Также это может быть монетарная политика, заключающаяся в повышении ключевой ставки ЦБ или иных методов, направленных на достижение целевых макроэкономических показателей.

Факты о государственных финансах

Основной предмет рассматриваемой отрасли права - экономические отношения, отражающие создание, распределение, а также использование различных денежных фондов, принадлежащих государству. Прежде чем исследовать то, что такое система и источники финансового права, изучим аспект, отражающих структуру соответствующих правоотношений, подробнее.

Государственные денежные потоки формируются за счет различных экономических активностей. Бизнесы и граждане платят налоги с прибылей, создают те или иные социальные блага, обеспечивают те или иные общественные потребности. Значительная часть денежных средств подлежит свободному распоряжению субъектами их приобретения. Вместе с тем немалую часть от дохода они отдают в качестве различных налогов и сборов. Последние, в свою очередь, распределятся на базе тех приоритетов, что формирует государственная власть. Функции политических институтов сводятся к двум основным типам основных активностей - распорядительным и контрольным. Каковы их особенности?

Распорядительная функция характеризуется наличием задач, связанных с обеспечением баланса в экономике государства, в развитии отраслей, выпускающих достаточный объем продуктов и сервисов с точки зрения комфортного развития национальной хозяйственной системы и общества. Контрольная функция выражается в решении задач, связанных с мониторингом исполнения утвержденных финансовых планов, обеспечением корректного использования теми или иными субъектами правоотношений бюджетных средств.

Функции государства в национальной финансовой системе

Каковы основные функции, посредством которых государство участвует в управлении национальными финансами? Главным образом они сводятся к тому, чтобы формировать некие денежные фонды, распределять их, а также эффективным образом использовать. Цель - обеспечение стратегических задач, связанных, как мы уже сказали выше, с развитием национальной хозяйственной системы и социума, а также с обеспечением политического суверенитета (в том числе и посредством совершенствования системы национальной обороны).

Финансовые функции государства, таким образом, играют важнейшую роль в аспекте социального развития. Это может выражаться в справедливом, отражающем объективные потребности тех или иных отраслей распределении бюджетных средств, корректной расстановке приоритетов в финансировании. Государство также может быть субъектом предоставления тех или иных налоговых преференций, кредитов по более низким, чем при обращении к частным банкам, ставкам, способствуя тем самым развитию стратегически значимых отраслей национальной хозяйственной системы.

Единство системы государственных финансов

Один из отличительных признаков, которым характеризуется российская бюджетная система: отрасли финансового права в ней функционируют вне зависимости от уровня - федерального, регионального или муниципального - в целом по единым схемам. Подобная модель свойственна не для всех государств. Например, в США, другой стране федеративного типа, бюджеты штатов в достаточной степени независимы от центра.

Таким образом, российская бюджетная система, а также смежные с ней институты в виде государственных фондов функционируют по единым принципам. Также механизмы, в рамках которых они взаимодействуют с предприятиями на федеральном, региональном или муниципальном уровне, организованы в рамках схожих схем.

На практике единство российской системы государственных финансов может также прослеживаться в аспекте выраженной зависимости бюджетов многих регионов и муниципалитетов от мер поддержки, оказываемых со стороны федерального центра. Речь идет о дотациях, субсидиях, субвенциях или же, например, государственных кредитах. Также Бюджетный кодекс РФ предполагает достаточно широкий спектр налоговых отчислений в пользу местных бюджетов согласно заложенным в законодательстве нормативам. То есть, взимая налоги и сборы, которые относятся к региональным и федеральным, местная власть вправе рассчитывать на возврат части внесенных в казну налогоплательщиками средств. Кроме того, есть налоги, которые, в силу отнесения к типу местных, полностью остаются в распоряжении муниципалитета.

При этом процессы, выражающиеся в заметной вертикальной финансовой интеграции российских административно-политических субъектов, происходят в соответствии с Конституцией РФ, хотя муниципальное управление в РФ и отделено от государственного. Данная система, как полагают многие эксперты, сложилась главным образом по причине неравномерности экономического развития субъектов РФ в силу региональной специализации многих отраслей экономики. В результате политический центр должен предпринимать усилия для обеспечения справедливого распределения национальных финансовых резервов по регионам.

Субъекты правоотношений

Предмет финансового права, таким образом - это различные отношения, связанные с оборотом денежных потоков. Каков спектр субъектов, которые в них участвуют? Система финансового права РФ предполагает классификацию их в рамках следующих основных категорий.

Во-первых, это активности, субъекты которых, с одной стороны - государственные и муниципальные органы власти, компетентные в осуществлении контрольных, мониторинговых и иных процедур, с другой - предприятия и физлица. Во-вторых, субъектами отношений в рамках финансового права могут быть только органы власти - государственные и муниципальные.

Классификация правоотношений

Система финансового права в РФ подразумевает также разделение правоотношений на несколько базовых категорий. Перечислим их.

Во-первых, это правоотношения, предмет которых - бюджетные вопросы, а также те, которые касаются работы ПФР, ФСС, ФОМС как ключевых государственных фондов. Во-вторых, это активности, в рамках которых осуществляется управление финансовыми потоками на государственных и муниципальных предприятиях. В-третьих, это правоотношения, предмет которых - взимание налогов, сборов, а также различных долгов, к которым имеет отношение государство или же тот или иной муниципалитет. В-четвертых, это активности, связанные с осуществлением государственных и муниципальных расходов. Также некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию активности, отражающие осуществление финансовых операций - обмена валюты, расчетов, организации денежного оборота и т. д.

Правоотношения, которые формируют собой элементы системы финансового права, юристы относят, как правило, к имущественным. Это и понятно, поскольку активности отражают все, что связано с материальной составляющей - бюджетный процесс, сбор налогов и т. д. Личные неимущественные отношения в системе российского финансового права также присутствуют, однако их роль определяется многими экспертами как второстепенная.

Мы исследовали, что такое предмет и система финансового права. Изучим аспект, отражающий значимость источников в соответствующей юридической области, а также критерии их классификации. Как и в любой другой сфере права, они выполняют важнейшую роль.

Источники финансового права

Система финансового права функционирует, таким образом, на основе положений различных нормативных источников. Рассмотрим их специфику. Источники, о которых идет речь - это принятые на уровне государства или муниципалитетов правовые акты, которые включают положения, регулирующие активности тех или иных субъектов в области финансового права. Изучим их основные типы, которые представлены в российской правовой системе.

Самый главный источник, на котором базируется система финансового права Российской Федерации - это Конституция страны. Какие положения данного нормативного акта можно привести в пример? Прежде всего это норма, изложенная в 57-й статье основного закона России, в соответствии с которой каждый гражданин должен платить налоги и сборы, которые установлены законом. Также можно привести в пример норму, содержащуюся в 75-й статье Конституции. В ней дана общая характеристика российской налоговой системе. Данные особенности финансовой отрасли права характерны не только для РФ. Схожие правовые традиции наблюдаются, к примеру, в Беларуси. Можно отметить, что система финансового права РБ также во многом базируется на положениях Конституции. Аналогично основной закон Беларуси дополняют иные правовые источники, по статусу схожие с российскими нормативно-правовыми актами.

Есть и другие важные источники, благодаря которым функционирует система финансового права РФ. Например, это ФЗ «О Счетной палате», в соответствии с которым должен действовать один из ключевых органов государственного контроля в сфере финансов. В числе важнейших источников, благодаря которым работает система российского финансового права, - Налоговый и Бюджетный кодексы РФ. Также значима роль законов «О налоге на добавленную стоимость» или, например, «О налоге на прибыль», «О финансовых основах местного самоуправления». Для системы российского финансового права важны также и подзаконные правовые акты - Указы Президента и Постановления Правительства.

Вышеперечисленные нормативно-правовые акты приняты на федеральном уровне. Вместе с тем система источников финансового права РФ также включает законы, которые утверждаются в регионах. В частности, в каждом субъекте федерации ежегодно принимается правовой акт, в соответствии с которым должно осуществляться исполнение бюджета.

Характеристика системы финансового права РФ предполагает значимую роль некоторых ведомственных правовых актов. В числе важнейших - письма ФНС, Минфина. При этом ведомственные правовые акты должны утверждаться с целью исполнения законов и подзаконных источников. В ряде случаев возможно применение в качестве источников финансового права локальных нормативных актов на уровне государственных учреждений (например, вузов).

Другой тип источников - международные договоры. Так, например, между Россией и многими другими странами подписаны соглашения, направленные на недопущение двойного сбора налогов с субъектов их уплаты. Международные договоры, если следовать логике 15-й статьи Конституции РФ, входят в российскую правовую систему.

Некоторые эксперты полагают, что в системе российского финансового права все большую значимость начинают приобретать судебные прецеденты. Данные источники не могут считаться нормативно-правовыми актами, подобно тому, как это происходит, например, в США. Вместе с тем де-факто судебные прецеденты, как отмечают многие юристы, выполняют значимую роль в аспекте правоприменительной практики. И потому многие решения в области финансовых процессов, которые, к примеру, приняты Конституционным судом РФ, могут приниматься как фактические источники права наряду с законами и подзаконными актами.

Метод финансового права

Рассмотрев, что такое предмет и система финансового права, изучив специфику источников, мы можем исследовать аспект, касающийся метода, характерного для данной юридической области. Каковы точки зрения экспертов относительно данной проблематики?

Многие российские юристы сходятся во мнении, что ключевой метод в системе финансового права - это различного типа предписания, которые издаются государственными или муниципальными органами, обладающими необходимыми полномочиями. Содержание данных источников может касаться, к примеру, величины платежей, которые необходимо перечислять субъектам финансовых правоотношений в бюджет страны или в государственные фонды. Отмеченный выше ключевой метод дополняют также и и иные инструменты, такие как, например, рекомендации или согласования.

Структура финансового права РФ

Исследовав, что такое система и источники финансового права РФ, рассмотрев основные методы данной юридической отрасли, изучим особенности ее структуры. Как и многие другие отрасли права, финансовая, в частности, подразделяется на общую и особенную части. Изучим их специфику.

Общая часть финансового права представлена нормами, фиксирующими ключевые принципы, формы и различные методы, посредством которых осуществляются финансовые активности со стороны государства или же муниципалитетов. Также к ведению общей части относятся собственно госорганы, компетентные в соответствующей сфере деятельности.

В релевантных правовых актах отражаются аспекты разграничения их полномочий, специфика их юридического статуса, а также нюансы взаимоотношений с другими субъектами финансового права. К общей части рассматриваемой отрасли относятся также положения, касающиеся финансового контроля.

Подобно иным сферам, на которые подразделяется российская нормативно-правовая система, отрасли финансового права могут быть конкретизированы в рамках особенной части. Источники, которые входят в нее, регулируют правоотношения на уровне отдельных сфер деятельности субъектов соответствующих коммуникаций.

Институты финансового права

Понятие и система финансового права РФ предполагают наличие в соответствующей юридической сфере отдельных институтов. Рассмотрим их сущность. Один из ключевых институтов, о которых идет речь - это сфера бюджетного права. Данный тезис может быть обусловлен тем, что в бюджете концентрируются крупнейшие объемы финансовых ресурсов страны, которые, во-первых, нужны для функционирования всей системы политического управления, а во-вторых, необходимы с точки зрения поддержания экономики государства. Конкретно в российской модели политического устройства роль бюджета важнейшая. Равно как и роль государственных предприятий.

Бюджет - это финансовый план, предполагающий наличие доходов и расходов у государства. Поэтому одним из важнейших институтов финансового права будет сфера, в рамках которой осуществляется сбор тех или иных платежей, направляемых в доходы бюджета. Речь идет о налогах, пошлинах, взносах, добровольных зачислениях и иных источниках, предусмотренных законом.

В рамках института государственных доходов ключевыми правовыми нормами считаются те, которые будут иметь отношение к активностям компетентных органов, занимающихся сбором налогов и деятельности субъектов правоотношений, что должны соответствующие платежи вносить. Институт государственных доходов также включает в себя правовые нормы, которые могут относиться к кредитной политике, проводимой при участии властей.

Таким образом, в рамках такого института, как бюджетная система, финансовое право реализует наиболее значимые функции с точки зрения эффективности политического управления в государстве. Однако кроме сферы, в компетенции которой - доходы бюджета, важна область, отражающая механизмы расходования денежных средств. Таким образом, институт государственных расходов также важен с точки зрения функционирования системы государственного права. Его составными частями эксперты считают прежде всего нормы, которые призваны оптимизировать финансовые потоки, находящиеся под контролем политического центра или муниципалитетов, решение вопросов по долговым обязательствам, к кторым имеет отношение государство, кредитам и т. д.

Другая важнейшая группа институтов в рамках финансового права отражает деятельность субъектов, занимающихся вопросами валютного регулирования. Вместе с тем можно отметить тот факт, что в российской модели управления денежных потоков государством все отмеченные типы институтов в достаточной мере тесно взаимодействуют между собой.

Финансовое право , являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Классификация финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу – она зависит от особенностей регулируемых отношений. Несмотря на это, на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права – части: Общая и Особенная. Выделение их и определения содержания каждой из них относится к важным достижениям правовой науки. В Общей части содержатся общие, основополагающие положения распространяющиеся на всю отрасль финансового права (например, принципы финансовой деятельности должны соблюдаться при реализации валютного, бюджетного, налогового и др. законодательства), а в Особенной части акцент делается на специфические черты отдельных групп отношений, т. е. налоговое право, бюджетное право и др.

В системе финансового права находит своё отражении финансовая система РФ как объективно существующая. В Общей части получило своё отражение единство финансов. К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие положения: основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; организация финансового контроля, его формы и методы и другие финансово-правовые нормы, которые распространяют своё действие на финансовую деятельность государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нижеуказанных разделов и подотраслей (бюджетное право и налоговое право), включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты (банковский кредит, государственные доходы). Указанные выше подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ.

Все подразделения представляют собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов (Налоговое право – налог на добавленную стоимость, ответственность за нарушение налогового законодательства и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

– бюджетной системы;

– внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;

– финансов государственных и муниципальных предприятий;

– государственных и муниципальных доходов;

– налоги и сборы;

– государственного и муниципального кредита;

– организации страхования;

– государственных и муниципальных расходов;

– банковского кредитования;

– денежного обращения и расчетов;

– валютного регулирования.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части . Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовойинститут объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по своему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но более широкого содержания, объединяют несколько финансово- правовых институтов, которые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, свойственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение.

В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться егоподотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм этих подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что свойственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве).

Подотрасли финансового права могут входить враздел. Например, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям и институтам пока нет, она существует лишь в теории. В настоящее время вопрос о содержании системы российского финансового права относится к числу дискуссионных.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

§ бюджетной системы;

§ внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;

§ финансов государственных и муниципальных предприятий; организаций и учреждений;

§ государственных и муниципальных доходов;

§ государственного и муниципального кредита;

§ организации страхового дела;

§ государственных и муниципальных расходов;

§ банковского кредитования;

§ организации денежного обращения и расчетов;

§ валютного регулирования;

§ государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг).



В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Обшей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней отдельных звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

Анализируя систему современного российского финансового права и ее содержание, следует заметить, что в последнее время в научной литературе высказывается предложение о существенном, принципиальном ее изменении, а именно о выделении из нее подотраслей бюджетного и налогового права, а также некоторых других подразделений (институтов) в качестве самостоятельных отраслей права. Фактически это выразится в изменениипредмета финансового права. Такая позиция не учитывает основополагающих принципов, на которых строится система финансового права: речь идет оединстве финансовой системы как объективной экономической категории, тесной взаимосвязанности и взаимодействии ее звеньев. Однако в связи с резким увеличением объема бюджетного и налогового законодательства целесообразно выделять учебные курсы «Бюджетное право», «Налоговое право» и др., а также, для удобства пользования, соответствующиеотрасли законодательст ва при его классификации (поскольку отрасли законодательства, в отличие от отрасли права, свойствен комплексный характер).



источники российского финансового права - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав - характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансового права - Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, вроде кодекса, нет. Однако в качестве составной части системы источников финансового права, как уже отмечалось, действуют кодифицированные нормативные акты по налоговому и бюджетному праву: БК РФ и НК РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного российского финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования, которые регулируют финансовые отношения в комплексе с другими отношениями, являясь источниками как финансового, так и иных соответствующих отраслей права.

Источники финансового права Российской Федерации неодинаковыпо своим правовым свойствам. В их числе -законы иакты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений непосредственно законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число федеральных законов, относящихся к разным сферам финансовой деятельности, действуют кодифицированные нормативные акты - БК РФ и НК РФ, что свидетельствует о развитии правовой основы финансовых отношений в направлении се совершенствования. На данном этапе наблюдается активизация этого процесса.

Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления привели к активизации нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, органами местного самоуправления утверждены положения о местных налогах и др. Упомянутые акты наряду с федеральным законодательством - важная часть источников финансового права.

Нормы финансового права содержатся также в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые по вопросам, соответствующим их компетенции, тоже могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляютакты органов исполнительной власти, прежде всего финансово-кредитных - Министерства финансов РФ (Минфина России), Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), Центрального банка РФ и др. (приказы, инструкции и т. д.). Некоторые нормативные акты издаются совместно названными органами или вместе с другими экономическими и иными службами (Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой (ФТС России), Федеральной службой по тарифам и др.), в зависимости от содержания регулируемых отношений. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга рассматриваемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования у этих органов сузился - до внутренних (для данных органов) отношений.

В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели особую актуальность. К тому же еще не все области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие:

§ приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;

§ социальная направленность финансово-правового регулирования;

§ федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;

§ единство финансовой политики и денежной системы;

§ самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;

§ распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти;

§ участие граждан РФ и общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, в осуществлении ее контроля;

§ гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

§ плановость и законность финансовой деятельности.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Он определяет необходимость совершенствования правовых норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые и кредитные отношения, четкого определения его границ и самого понятия государственного регулирования этих отношений как в целом, так и в разных их областях.

Вместе с тем упомянутый принцип не противоречит частным интересам личности, напротив, его последовательная реализация положительно отражается на них. Особенно это подтверждаетсяпринципом социальной направленности финансово-правового регулирования. , вытекающим из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Хотя сегодня реализация названного принципа в полном объеме предстает неблизкой перспективой, определение данного направления в развитии финансового права имеет существенное значение. Для его реализации требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели. Необходимость усиления внимания к социальным проблемам на современном этапе отмечена Президентом РФ в ряде посланий: Бюджетном послании от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» и Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г., получивших развитие в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. «О важнейших общенациональных задачах» (где особо выделена демографическая проблема, которая определена как самая острая в современной России, влекущая проблемы экономического и социального развития страны), в Послании от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах». Внимание к этим проблемам усилено в Послании Президента Д. А. Медведева от 30 ноября 2010 г., а также в Бюджетном послании Президента РФ от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах». Поставленная в них задача модернизации экономики определена не как самоцель, а как инструмент решения проблем в экономике и социальной сфере с конкретным указанием путей ее реализации.

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, на финансовое обеспечение задач, имеющих значение как для Российской Федерации в целом, так и для ее субъектов (ст. 71-73, 76 Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).

Повышение эффективности реализации данного принципа в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы предполагает, что согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики - необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8).

Единство финансовой политики и единство экономического пространства требуют единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).

Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает и вводит в действие налоги и т. д. Федеральная власть на основе согласования с субъектами может передать им некоторые свои полномочия с финансовым обеспечением их осуществления. При определении перспектив развития федерализма в упомянутом Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. подчеркнута необходимость продолжать этот процесс. В связи с этим предложено передать часть инвестиционных средств федерального бюджета субъектам РФ, которым в настоящее время приходится финансировать осуществление как своих полномочий, так и полномочий муниципальных образований.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ. Органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении государственных полномочий.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основеразделения законодательной (представительной) и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет раздельно полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума Федерального Собрания принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства РФ относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики и др. (ст. 114). Аналогично закреплено распределение функций органов законодательной (представительной) и исполнительной власти на других уровнях. Судебная система обеспечивает защиту прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, в том числе государства, муниципальных образований, граждан и юридических лиц, а также решает вопросы о привлечении к ответственности за правонарушения в данной области.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также в осуществлении ее контроля вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства и непосредственно, и через своих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Такое участие может осуществляться индивидуально, посредством проявления личной инициативы, а также через различные общественные организации. В последнее время появились новые общественные организации широкого профиля и определенного финансового направления деятельности. К первым относится, например, Общественная палата РФ, созданная на основе Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЭ (с изм. на 3 мая 2011 г., № 89-ФЗ) в целях взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Деятельность в области налогообложения осуществляет Российский союз налогоплательщиков, учрежденный в 2004 г. в целях поддержки деятельности, направленной на повышение уровня правового сознания налогоплательщиков, осуществления общественного контроля за управлением средствами государственного бюджета и т. п. Затрагивает сферу финансов и общественное движение «Против коррупции».

Основыпринципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего ознакомления (ст. 15). В сфере финансов это относится, в частности, к принятию законов о бюджетах федерального и регионального уровней, об отчетах об их исполнении и др. Принцип гласности получил специальное закрепление и в финансовом законодательстве. Гак, в БК РФ прямо говорится о гласности как принципе бюджетной системы (ст. 28), об обязательном опубликовании утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст. 36). Налоговый кодекс РФ в соответствии с этим принципом предусматривает вступление актов законодательства в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Формами финансовых планов являются, в частности, бюджеты разных уровней, бюджеты внебюджетных фондов (ст. 71,114, 132 Конституции РФ). Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и необходимо для них, поскольку выступает важным элементом регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и имеет свои особенности. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. И здесь необходимо прогнозирование для определения направлений использования финансовых ресурсов. В сфере финансового планирования в Российской Федерации используются программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу, на базе которых производится прогнозирование процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

В целях совершенствования последнего, помимо составления годового федерального бюджета, согласно Бюджетному посланию Президента РФ был разработан перспективный (среднесрочный) финансовый план на 2006-2008 гг., намечен переход к утверждению трехлетнего федерального бюджета, изменению содержания финансовых плановых показателей с ориентированием их на конечный результат, что впоследствии нашло закрепление в БК РФ.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права предусмотрены соответствующие меры ответственности, в частности в НК РФ и БК РФ. Кроме того, за иные правонарушения в сфере финансов предусмотрены также меры административной и уголовной ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика. Все эти принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации

58. Сущность и функции финансов;

Сущность финансов – это организация государством денежных отношений, в процессе которых создаются и используются денежные фонды. Финансы применяют как основное средство для косвенного влияния на воспроизводство материальных благ, производственных взаимоотношений и рабочей силы. Экономическая сущность финансов – это проведение анализа и получение результата относительно того, какие статьи доходов приносят государству финансовые средства, и на удовлетворение чьих потребностей они идут.

Финансы являются исторически сложившейся категорией, возникшей одновременно с государством в период разделения общества на классы (XIII – XV века). Первое употребление термина финансы произошло в торговых городах Италии - так называли любой денежный платеж.

Сущность и роль финансов заключаются в расформировании стоимости общественного товара в процессе товарно-денежных взаимоотношений. Финансы – не деньги, деньгами они становятся, принимая облик финансовых ресурсов и фондов.

1) Распределительная функция.

При помощи данной функции осуществляется общественное предназначение финансов. Каждый из субъектов хозяйствования снабжается нужными финансовыми ресурсами. В процессе распределения принимают участие такие финансовые инструменты как: ставки, нормы, тарифы и прочие отчисления, установленные государством. На макро-уровне объектом воздействия распределительной функции выступает стоимость ВВП, а на микро-уровне – доход от реализации продукции. ВВП представляет собой сумму стоимостей абсолютно всех услуг, работ, товаров, образованных в области материального производства. Следом совершается первичное распределение и производится формирование главных доходов, которые подразделяются на несколько групп:

· доходы физических лиц – заработные платы служащих, рабочих и других работников, занятых в области материального производства;

· доходы юридических лиц – выручка предприятий области материального производства;

· доходы государства – поступление доходов государственной сферы от государственной собственности, услуг, угодий и так далее.

Сразу за распределительным процессом следует процесс перераспределения, состоящий из 2-х этапов:

· отторжение доли доходов физических и юридических лиц, состоящих в области материального производства для формирования централизованных общегосударственных, корпоративных и других фондов;

· пользование централизованными фондами и образование вторичных доходов.

2) Контрольная функция.

Подразумевает собой контроль над распределением национального дохода и ВВП по надлежащим фондам, а также их расходование согласно целевому назначению. Под действие данной функции подпадают такие субъекты как: государство, ведомства, министерства, организации, предприятия, общественные организации, учреждения. Объектами области действия контрольной функции выступают результаты финансово-хозяйственной деятельности государства, юридических и физических лиц.

3) Прочие функции финансов.

Отдельные специалисты в области экономики помимо вышеперечисленных функций финансов отмечают еще две функции:

· регулирующая функция – выражается во вмешательстве государства, в экономику применяя финансы (государственные кредиты и расходы) в области общественного воспроизводства;

· стабилизационная функция – представляет собой обеспечение всех субъектов хозяйствования стабильными социальными и экономическими условиями.

61. Финансовая система Российской Федерации;

Финансовая система РФ - совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

1. Государственную бюджетную систему;

2. Внебюджетные специальные фонды;

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов - система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.

Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее ФТС РФ. Финансовые институты:

1. Бюджетные фонды (БФ).

2. Внебюджетные фонды ВБФ.

3. Децентрализованные Фонды (ДФ).

4. Страховые фонды.

5. Государственный и муниципальный кредит.

6. Валютно-денежная система (ВДС).

7. Финансы предприятий различных форм собственности.

66. Элементы налогообложения.

Элементы налогообложения

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в числе которых:

– объект налогообложения – операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога;

– налоговая база – Согласно ст. 53 НК налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

– налоговый период – В соответствии со ст. 55 НК под налоговым периодом понимаетсякалендарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам , по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов;

– налоговая ставка – Статья 53 НК определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы .

НК предусмотрены три формы налоговых ставок:

– твердая, или специфическая;

– адвалорная, или процентная;

– комбинированная (налоговая ставка сочетает твердую и адвалорную формы).

Твердая форма налоговой ставки означает, что ставка установлена в рублях за какое-то количество. Адвалорная ставка – это налоговая ставка, установленная в процентах от налоговой базы. Комбинированная налоговая ставка сочетает в себе твердую и адвалорную формы.

– порядок исчисления налога

Статья 52 НК предусматривает три возможных варианта порядка исчисления налога:

– налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не установлено НК. Такой порядок исчисления налога известен в теории налогов как способ уплаты налога по декларации;

– обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента. В теории налогов такой порядок исчисления налога известен как способ уплаты налога у источника выплаты дохода;

– в определенных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление;

– порядок и сроки уплаты налога – уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с налоговым законодательством;

– налоговые льготы – в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

65. Формы и виды страхования. Обязательное страхование;

Виды страхования.

1. По методу страхования. 2. По объекту страхования.

1. Российским законодательством предусмотрены две формы страхования: - обязательное (в силу закона); - добровольное (в силу соглашения). Обязательное страхование может осуществляться как за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (обязательное государственное страхование), так и за счет страхователей. Добровольное страхование возникает на основе договора имущественного или личного страхования, заключаемого гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). 2. По объекту страхования различают следующие виды страховой деятельности: - личное страхование: жизни; от несчастных случаев и болезни; медицинское страхование. - имущественное страхование: наземного, воздушного, водного транспорта; грузов; финансовых рисков; других видов имущества. - страхование ответственности: заемщика от непогашения кредита; владельца транспортного средства; иных видов ответственности. - перестрахование.

56. Стадии бюджетного процесса;

Тема 5. Бюджетный процесс

Лекция 1. Правовые основы бюджетного процесса

1. Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Бюджетный процесс осуществляется на основании следующих принципов: - единства; - полноты; - реальности; - гласности;- самостоятельности; - разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей; - специализации бюджетных показателей (выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов - по целевому направлению); - ежегодности.

2. В управлении бюджетным процессом принимают участие практически все органы государственной власти и управления. К ним относятся: - Президент РФ; -органы законодательной (представительной) власти; - органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); - органы денежно-кредитного регулирования; - органы государственного и муниципального финансового контроля; - государственные внебюджетные фонды; - главные распорядители и распорядители бюджетных средств; - бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств; - кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: - Президент РФ; - Государственная Дума Федерального Собрания РФ; - Совет Федерации Федерального Собрания РФ; - Правительство РФ; - орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета - Министерство финансов РФ; - орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета - Федеральное казначейство; - органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; - Банк России; - Счетная палата РФ; - государственные внебюджетные фонды; - главные распорядители и распорядители бюджетных средств; - иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Стадии бюджетного процесса

1. Составление проекта бюджета.

2. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

3. Исполнение бюджета и отчет о его исполнении.

1. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ бюджет. Непосредственное составление проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. Оно вместе с финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований собирает необходимые для составления проектов бюджетов сведения, которые оно получает от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц. Минфин РФ организует разработку проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ. Стадия составления проекта федерального бюджета начинается с направления Федеральному Собранию РФ Бюджетного послания Президента РФ, в котором определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год. Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отдельных отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых осуществляется разработка проектов бюджетов, и основных направлений бюджетной и финансовой политики на очередной финансовый год. Следующий этап формирования федерального бюджета представляет собой распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов, а также разработку предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере. Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год должны составляться прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год, адресная инвестиционная программа, план развития государственного или муниципального сектора экономики. Одновременно с проектом бюджета также разрабатывается перспективный финансовый план, который представляет собой документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально- экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. При составлении проекта бюджета учитываются нормативы финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг, которые используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемого государственными, муниципальными унитарными предприятиями или иными юридическими лицами. В целом проекты бюджетов всех уровней должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к бюджетами Бюджетным кодексом, другим бюджетным и налоговым нормативным актам.

2. Процесс рассмотрения и утверждения подготовленного и утвержденного Правительством РФ (органом исполнительной власти другого уровня) проекта бюджета вместе с сопроводительными документами поступает в законодательные (представительные) органы власти для дальнейшего прохождения. Данную стадию бюджетного процесса бюджетный кодекс детально регламентирует только на федеральном уровне. Государственная Дума РФ рассматривает законопроект в четырех чтениях. Предмет первого чтения: концепция бюджета; прогноз социально- экономического развития РФ; основные направления бюджетной и налоговой политики; основные принципы и расчеты по взаимоотношениям бюджетов; проект программы государственных внешних заимствований; основные характеристики федерального бюджета. Предмет второго чтения: утверждение расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении; утверждение размера Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предмет третьего чтения: утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов и главных распорядителей средств федерального бюджета по всем уровням функциональной классификации; распределение средств федерального фонда финансовой поддержки по субъектам РФ; утверждаются расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год; программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов; Программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Государственная Дума передает принятый проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня принятия на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Совет Федерации голосует на предмет его одобрения в целом. В случае, если проект закона о федеральном бюджете одобрен он передается Президенту РФ для подписания и обнародования. Если же проект отклонен, тогда он передается в Согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное голосование Государственной Думы. Государственная Дума повторно рассматривает проект закона о федеральном бюджете в одном чтении. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Исполнение бюджетов можно разделить на исполнение бюджетов по доходам и исполнение бюджетов по расходам. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает: - перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджетов; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; - возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; - учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Исполнение бюджета по расходам осуществляется на основании бюджетной росписи. Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется министерством финансов РФ и утверждается министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Сводная бюджетная роспись предусматривает: - утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям; - утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств; - принятие денежных обязательств получателями средств федерального бюджета; - подтверждение денежных обязательств федерального бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности, на основании которого все получатели бюджетных средств готовят готовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений. Получатели бюджетных средств, предоставленных в форме субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, готовят отчеты по расходам указанных бюджетных средств. Министерство финансов РФ как главный распорядитель бюджетных средств по указанным расходам готовит сводный отчет о расходах федерального бюджета, осуществленных путем предоставления субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд. Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам. Федеральные казенные предприятия готовят годовые бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение 1,5 месяцев после представления указанного отчета в Государственную Думу РФ, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений: - об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета; - об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и другие подразделения, образуя единую систему данной отрасли. Такая группировка имеет объективную основу, т. е. зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права.

Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения и определение содержания каждой из них относятся к важным достижениям отечественной правовой науки. Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

Общая часть финансового права

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Особенная часть финансового права

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части . Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по своему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но более широкого содержания, объединяют несколько финансово- правовых институтов, которые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, свойственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение.

В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм этих подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что свойственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве).

Подотрасли финансового права могут входить в раздел. Например, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям и институтам пока нет, она существует лишь в теории. В настоящее время вопрос о содержании системы российского финансового права относится к числу дискуссионных.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий; организаций и учреждений;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхового дела;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • организации денежного обращения и расчетов;
  • валютного регулирования;
  • государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг).

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Обшей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней отдельных звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

В издававшихся прежде учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования этого звена освещались и ранее. Объективно потребность в его правовом выражении вытекает из наличия соответствующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был выделен в учебнике по финансовому праву в 1987 г. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

Анализируя систему современного российского финансового права и ее содержание, следует заметить, что в последнее время в научной литературе высказывается предложение о существенном, принципиальном ее изменении, а именно о выделении из нее подотраслей бюджетного и налогового права, а также некоторых других подразделений (институтов) в качестве самостоятельных отраслей права. Фактически это выразится в изменении предмета финансового права. Такая позиция не учитывает основополагающих принципов, на которых строится система финансового права: речь идет о единстве финансовой системы как объективной экономической категории, тесной взаимосвязанности и взаимодействии ее звеньев. Однако в связи с резким увеличением объема бюджетного и налогового законодательства целесообразно выделять учебные курсы «Бюджетное право», «Налоговое право» и др., а также, для удобства пользования, соответствующие отрасли законодательст ва при его классификации (поскольку отрасли законодательства, в отличие от отрасли права, свойствен комплексный характер).

Научная обоснованность системы права, построение се на основе объективно существующих отношений способствуют наиболее эффективному применению финансово-правовых норм. Как следствие, сфере финансового права отводится активная роль в развитии общества и государства.

Вам также будет интересно:

Вышемир: Мой журнал — LiveJournal Эль мю
Цена «путинских вилок» (Эль Мюрид/А.Баранов/М.Калашников)https://youtu.be/pp0awBAPnws...
Учет ГСМ в «1С Учет гсм в 1с 8
При наличии большого количества транспортных средств, источников финансирования,...
Бухучет инфо Повышены лимиты доходов для начисления страховых взносов
Как начислять заработную плату сотрудникам в программе 1с Бухгалтерия 3.0? «1С:Бухгалтерия...
Осуществление благотворительной деятельности
Благотворительность не имеет своей целью получение коммерческой выгоды. Однако организации,...
Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов Требования по охране труда перед началом работы
Требования к профессиям, которые обуславливают профессиональные стандарты и развитие...