Круг субъектов международных отношений постоянно меняется. Возникают новые государства, другие прекращают свое существование, в связи с чем возникает вопрос правопреемства.
Во правопреемством в международном праве принято понимать переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования первого или изменения суверенитета над территорией. Чаще правопреемство возникает в случае прекращения государств, поэтому мы сосредоточим свое внимание именно на правопреемстве государств. Хотя в истории известны случаи правопреемства международных организаций и других субъектов международного права. Так, ООН является правопреемницей Лиги Наций.
Как указано выше, правопреемство чаще возникает в случаях прекращения существования государства, его разделения, выделения из него другого государства, передачи части территории другому государству, объединение государств. Некоторые ученые сюда также относят и случай, когда в государстве происходит социальная революция, а также в случае капитуляции последней.
В правоотношениях правопреемства принято выделять два основных субъекта: государство-предшественницы (вследствие прекращения, отделения или разделения которой ее права и обязанности переходят к другому субъекту) и государство правопреемницу (которая приобретает вышеназванные права и обязанности).
Что касается объектов правопреемства, то, как правило, выделяют: правопреемство в отношении международных договоров; правопреемстве в отношении государственной собственности; Правопреемство по долгам, правопреемство в отношении государственных архивов и ряд других.
На протяжении существования этого института международного права ученые произвели несколько концепций правопреемства, в частности:
1. Универсального (полного) правопреемства - согласно которой государство отождествляют с юридическим лицом, состоит из единства трех элементов: территории, населения и публичной власти. Соответственно, в случае правопреемства к новому государству переходят все права и обязанности, связанные с ними элементами.
2. Частичного правопреемства - согласно которой государство-предшественник сохраняет все права и обязанности, которые не связаны с суверенитетом над определенной территорией, все остальные обязательства переходят к государству-правопреемнику.
3. "Tabula rasa" ("чистой доски" или "чистого листа") - согласно которой новообразованная государство не отвечает по обязательствам государства-предшественника, поскольку переход прав и обязанностей не происходило.
Кроме того, существуют и другие подходы, в частности "континуитета", при котором одно государство считается продолжателем другой. При этом вопрос правопреемства вообще может не возникать. Так, например, Россия получила прав и обязанностей СССР в ООН именно как государство - продолжательница Советского Союза.
Теперь вопрос правопреемства регулируются обычным правом. Хотя и были разработаны два договора в этой сфере, а именно: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 p., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8квитня 1983 p., Однако ни один из приведенных документов не вступил удию, поскольку не набрал достаточного количества ратификаций.
Под правопреемством понимается переход международных прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику. Момент правопреемства означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении ответственности за определенную территорию.
Основаниями для правопреемства признают:
Возникновение нового государства в результате социальной революции;
Возникновение нового государства в результате национально-освободительной борьбы;
Объединение государств;
Разделение государства;
Отделение части или частей территории государства.
Объектами правопреемства являются: 1) государственная территория; 2) государственная собственность; 3) права и обязанности, вытекающие из международных договоров; 4) государственные долги; 5) государственные архивы; 6) членство в международных организациях.
Институт правопреемства в отличие от международно-правового института признания кодифицирован. Вопросы правопреемства государств урегулированы в двух международных конвенциях:
Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года.
Венской конвенции о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов1983 года.
В Венских конвенциях о правопреемстве нашли отражение важные положения, сложившиеся в международной практике. В частности они исходят из принципа, в силу которого вопросы правопреемства прежде всего решаются путем соглашения между заинтересованными сторонами, а положения конвенций применяются в случае его отсутствия. Кроме того, нормы конвенций применяются только к правопреемству, осуществляемому на основе действующего международного права, т.е. не может быть правопреемства в случае агрессии, аннексии или оккупации. Не регулируют данные конвенции и вопросы правопреемства в случае возникновения нового государства в результате социальной революции.
Однако, несмотря на то, что институт правопреемства кодифицирован, нормы названных конвенций применяются лишь в качестве международных обычаев, отражающих общепризнанную практику, т.к. данные соглашения пока не вступили в силу . Они не ратифицированы необходимым для вступления в силу количеством государств.
Российская Федерация в них также не участвует. Распад СССР повлек за собой принятие ряда соглашений по вопросам правопреемства между странами СНГ. К их числу можно отнести Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес 1992 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР 1992 г., Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР 1992 г., Решение глав СНГ по вопросам правопреемства 1992 г. и другие. Принимая эти соглашения, государства-преемники СССР руководствовались нормой Венской конвенции 1978 г., установившей, что вопросы правопреемства могут решаться по договоренности между заинтересованными сторонами.
Правопреемство государств в отношении международных договоров
Венская конвенция 1978 года регулирует правопреемство только в отношении договоров, заключенных между государствами в письменной форме. В отношении остальных договоров (устных, а также заключенных с иными субъектами) действуют обычные нормы международного права. Вопросы правопреемства в отношении международных договоров решаются в зависимости от оснований, вызвавших правопреемство.
В случае действует принцип «чистой доски» , т.е. новый субъект международного права не связан договорами, заключенными государством-метрополией. Однако государство-преемник может стать участником международного договора, который был в силе на территории государства-предшественника, путем уведомления о правопреемстве.
При объединении государств и создании нового государства-преемника любой действующий договор каждой из объединившихся стран сохраняет свою силу, если иное не установлено соглашением государства-преемника и другого государства – участника договора.
При разделении государства и образовании на его месте нескольких государств договоры предшественника продолжают действовать в отношении государств-правопреемников. Если отделившаяся часть государства становится частью другого государства, то договоры государства-предшественника утрачивают силу, а вступают в действие договоры государства-преемника, кроме случаев, когда установлено, что применение договора к данной территории было бы не совместимо с его объектом и целями или коренным образом изменило бы условия его действия.
Правопреемство государств в отношении государственной собственности.
В отношении этих объектов правопреемства применяютсянормы Венской конвенции о правопреемстве 1983 года. В соответствии с конвенцией государственная собственность – это имущество, права и интересы, которые на момент их передачи государству-преемнику принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву. По общему правилу переход государственной собственности осуществляется без компенсации , если иное не предусмотрено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. При этом государство-предшественник обязано принять все меры, чтобы избежать нанесения ущерба имуществу, переходящему государству-преемнику.
Конвенция устанавливает разные режимы правопреемства в отношении движимого и недвижимого имущества. Кроме того, вопросы правопреемства решаются в зависимости от оснований, его вызвавших.
В случае возникновения нового независимого государства в результате национально-освободительной борьбы движимая и недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, передается новому независимому государству-преемнику.
При объединении государств и создании нового государства вся государственная собственность переходит государству-преемнику.
При разделении государства и образовании на его месте нескольких государств недвижимая собственность переходит государству-преемнику, на территории которого она находится, движимое имущество , связанное с деятельностью государства-предшественника на данной территории, переходит правопреемнику. Остальная движимая и недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, распределяется между государствами-преемниками в справедливых долях . Все эти нормы применяются в том случае, если государства-преемники не договорились об ином.
При отделении части или частей территории государства недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит государству-преемнику.
Правопреемство государств в отношении государственных долгов.
Венская конвенция 1983 г. определяет государственные долги как любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Вопросы правопреемства в отношении государственных долов также как решаются в зависимости от оснований, вызвавших правопреемство.
Так, в случае возникновения нового независимого государства в результате национально-освободительной борьбы никакой долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству.
При объединении государств к государству-преемнику переходят государственные долги государств-предшественников.
При разделении государства государственный долг переходит государствам-преемникам в справедливых долях, если они не договорились об ином. Аналогичное правило применяется, когда происходит отделение части государства и образование на ней государства-преемника или когда отделившаяся часть объединяется с другим государством, а также когда часть территории передается одним государством другому.
Правопреемство государств в отношении государственных архивов.
Государственные архивы Венская конвенция 1983 г. определяет как совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву.
Вопросы правопреемства в отношении государственных архивов также как решаются в зависимости от оснований, вызвавших правопреемство.
Так, в случае,когда государство-преемник является новым независимым государством, архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государству. Кроме того, государству-преемнику переходит часть государственных архивов государства-предшественника, необходимая для нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства, а также часть архивов, имеющих отношение исключительно или главным образом к данной территории.
При объединении государств к государству-преемнику переходят государственные архивы государств-предшественников.
При разделении государства государственные архивы переходят государствам-преемникам. Распределение архивов между правопреемниками, если они не договорились об ином, зависит от важности архивов для нормального управления территорией государства-преемника, а также от непосредственной связи с нею.
Аналогичное правило применяется и когда происходит отделение части государства и образование на ней государства-преемника. Правопреемнику переходит часть государственных архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства, должна находится на этой территории, а также часть архивов, непосредственно связанных с данной территорией.
Вопросы для повторения
1. Дайте понятие признания.
2. Сравните различные теории международно-правового признания.
3. Назовите формы признания.
4. Выявите проблемы международно-правового регулирования правопреемства.
Особенная часть.
Тема 6. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
Цели и задачи изучения темы:
1. Дать понятие права международных договоров.
2. Определить виды, формы, субъект и объекты международных договоров.
3. Рассмотреть источники международных договоров.
4. Проанализировать стадии заключения международного договора, способы выражения согласия на их обязательность, понятие и условия действительности договора, основания недействительности, действие договора во времени и пространстве, способы обеспечения и исполнения международных договорных обязательств, виды и способы прекращения международных договоров.
Цели и задачи изучения темы:
5. Дать понятие права международных договоров.
6. Определить виды, формы, субъект и объекты международных договоров.
7. Рассмотреть источники международных договоров.
8. Проанализировать стадии заключения международного договора, способы выражения согласия на их обязательность, понятие и условия действительности договора, основания недействительности, действие договора во времени и пространстве, способы обеспечения и исполнения международных договорных обязательств, виды и способы прекращения международных договоров.
23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср
М/н правопреемство - переход прав и обязанностей от одного субъекта МП к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории (пределы правопреемства определяются суверенной волей государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП).
Правопреемство государств - смена одного государства другим в несении ответственности за м/н отношения какой-либо территории. Причем в процессе правопреемства следует различать государство-предшественник (т.е. государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Понятие "момент правопреемства " означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются:
1) объединение государств;
2) разделение государства;
3) отделение от государства части территории;
4) передача части территории одного государства другому.
Теории правопреемства государств:
1) теория универсального (полного) правопреемства (государство - ю/л, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, переходящих к его правопреемнику);
2) теория частичного правопреемства (государство - предшественник сохраняет договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранение суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией; государство - преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении);
3) теория правопреемственности (ю/л государства аннулируется при изменении государственного строя; новое ю/л принимает на себя права и обязанности прежнего лица, как будто они были его собственными);
4) теория неправопреемственности (обязанности государства - предшественника не передаются государству - правопреемнику; права переходят в руки лица, ставшего во главе государства);
4) теория tabula rasa (новое государство не связано м/ни договорами государства - предшественника);
5) теория континуитета (все существующие договоры остаются в силе).
Пример применения теории континуитета.
Россия в 1991 провозгласила себя правопродолжателем СССР (Президент РФ информировал Генерального секретаря ООН о том, что членство в ООН, в том числе в СБ ООН, во всех других органах и организациях ООН, продолжается РФ при поддержке стран СНГ, РФ в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства).
Перед этим СНГ, Европейское сообщество и его государства - члены приняли к сведению , что м/н права и обязательства СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться РФ.
Генеральный секретарь ООН разослал обращение Президента РФ всем членам ООН (исходил из того, что оно носит уведомительный характер, констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН).
Вопрос о правопреемстве возникает (при территориальных изменениях (распад или слияние государств); при социальных революциях; при образовании новых государств в результате отделения колоний от метрополии).
Правопреемство связано с проблемой идентичности и непрерывности субъектов МП (государство - преемник наследует в основном все м/н права и обязанности своих предшественников).
Вопрос о правопреемстве связан с правом м/н договоров, ответственностью государств, членством в м/н организациях, правосубъектностью.
Основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах (Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983).
Правопреемство государств в отношении м/н договоров.
Новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств.
Указанное требование не применяется , если из договора явствует, что его применение в отношении нового государства несовместимо с объектом и целями этого договора или изменило бы условия его действия.
Если участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников , то новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника договора только при наличии такого согласия.
При уведомлении о правопреемстве новое государство может выразить свое согласие на обязательность для него части договора или седлать выбор между различными его положениями (если это допускается договором).
Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме (практически все многосторонние м/н договоры СССР представляют интерес для государств - участников СНГ (эти договоры не требуют совместных решений или действий, вопрос об участии в них решается странами СНГ самостоятельно)).
Двусторонний договор, являющийся объектом правопреемства, считается находящимся в силе (если новое государство и вторая сторона договорились об этом или в силу поведения считаются выразившими такую договоренность) (ряд двусторонних договоров СССР затрагивает интересы двух и более участников СНГ (такие договоры требуют принятия решения или действий со стороны тех участников СНГ, к которым они применимы)).
Правопреемство в отношении государственной собственности.
Переход государственной собственности государства - предшественника влечет прекращение прав этого государства и возникновение прав государства - преемника на государственную собственность, которая к нему переходит (дата перехода собственности - момент правопреемства государства).
При передаче части территории переход государственной собственности регулируется соглашением между предшественником и преемником.
При отсутствии соглашения передача части территории может происходить двумя способами:
1) недвижимая государственная собственность, находящаяся на территории, являющейся объектом преемства, переходит к государству - преемнику;
2) движимая государственная собственность, связанная с деятельностью государства - предшественника в отношении данной территории переходит к государству - преемнику.
При разделении территории государства и образовании нескольких государств - преемников недвижимая государственная собственность предшественника переходит к преемнику, на территории которого находится (если она находится за пределами территории предшественника - переходит к преемникам в справедливых долях).
Движимая государственная собственность предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства , переходит к соответствующему преемнику (иная движимая - в справедливых долях).
Движимая и недвижимая собственность СССР за рубежом, зарубежные инвестиции были распределены в соответствии со шкалой фиксированных долей (каждая сторона Соглашения о разделе собственности СССО за рубежом 1992 имеет право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение фиксированной долей и право на выдел ее в натуре).
Правопреемство в отношении государственных архивов.
Государство - предшественник обязано принимать все меры по предотвращению ущерба или уничтожению государственных архивов , переходящих к государству - преемнику.
При разделе государства на несколько государств часть архивов, находящихся на территории государства - преемника, переходит к нему (если преемники не условились иначе).
Правопреемство в отношении государственных долгов.
Переход государственных долгов влечет прекращение обязательств государства - предшественника и возникновение обязательств государства - преемника (правопреемство не затрагивает прав и обязательств кредиторов).
При переходе части территории этим соглашением регулируется переход государственного долга (при отсутствии такого соглашения государственный долг переходит в справедливой доле с учетом переходящего имущества, прав и интересов).
Если преемник - новое независимое государство, государственный долг к нему не переходит (если соглашение между ними не предусматривает иное).
При разделе государства на несколько государств государственный долг переходит к ним в справедливых долях с учетом переходящего имущества, прав и интересов (если они не условились иначе) (каждая из сторон несет раздельную ответственность по выплате своей доли дога).
Правопреемство в отношении гражданства ф/л.
Европейская конвенция о гражданстве 1997 (содержит положения, касающиеся утраты и приобретения гражданства в случаях правопреемства государств) (принята Советом Европы).
Декларация о последствиях правопреемства государств для гражданства ф/л 1996 (принята Европейской комиссией за демократию через право (орган Совета Европы)).
Лицо, которое на дату правопреемства имело гражданство государства - предшественника имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств (независимо от способа приобретения гражданства).
Затрагиваемые государства должны принимать меры для недопущения того, чтобы лица, имевшие гражданство государства - предшественника стали лицами без гражданства в результате правопреемства (обязаны принять законодательство о гражданстве и других связанных с ним вопросах).
При отделении части территории государства и образовании новых государств при сохранении предшественника государство - преемник предоставляет свое гражданство (лицам, имеющим обычное место жительства на его территории; лицам, имеющим надлежащую правовую связь административно-территориальным образованием предшественника, которое стало частью преемника).
" |
Под правопреемством государств в международном праве понимается переход прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику.
Выделяются следующие виды правопреемства: правопреемство территории, правопреемство государственных границ, правопреемство международных договоров, правопреемство государственных долгов, правопреемство государственной собственности, в том числе государственной собственности за границей, правопреемство государственных архивов.
Правопреемство возникает:
В случае социальной революции;
В случае отделения части территории государства;
В случае распада государства и образования новых независимых государств.
Международно-правовое регулирование правопреемства осуществляется Венской конвенцией 1978 г. о правопреемстве государств в отношении международных договоров (вступила в силу в 1992 г.) и Венской конвенцией 1983 г. о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (в силу не вступила).
Правопреемство государств в отношении международных договоров предполагает, что договоры, находящиеся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединяющихся стран, продолжают действовать в отношении государства-преемника, если эти государства не договорились об ином. После отделения части территории от государства-предшественника и перехода ее к другому государству договор утрачивает силу к указанной территории.
При разделении государств и образовании нового государства недвижимая собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится. Недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника, переходит к государству-преемнику в справедливых долях. Движимая собственность, обслуживающая хозяйство вновь возникшего государства, переходит к соответствующему государству-преемнику в справедливых долях. При передаче территории от одного государства другому государственная собственность передается государству-преемнику по соглашению сторон. При отделении территории и образовании нового государства недвижимая собственность, размещенная на территории государства-предшественника, переходит к новому государству; движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой территории, также переходит к государству-преемнику.
Под государственным архивом Конвенция 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных активов и государственных долгов понимает совокупность документов разного рода и давности, необходимых для нормального управления государством или территорией. Архивы переходят от государства-предшественника по договоренности на основе компенсации, в иных случаях без таковой. При объединении государства к государству-преемнику переходят архивы государства-предшественника.
В случае объединения государств к вновь возникшему государству переходят все долги государств-предшественников. При разделении государств на несколько частей и если государства-преемники не договорились об ином, государственный долг переходит к ним в справедливых долях. Так, в Договоре о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 г. предусматривалось распределение долга СССР на основании единого агрегированного показателя: РСФСР - 61,34%; Украина - 16,37%; Республика Беларусь - 4,13%; Республика Узбекистан - 3,27% и т.д.
Предыдущая |