О компании Информационные бизнес системы ibs

Что делать, если мазок на цитологию показывает воспаление?

Какие будут условия и требования

Рецензия на игру Detroit: Become Human (2018)

Приглашение встретить Новый год — для одиноких мужчин и женщин!

Урок окружающего мира "Что из чего сделано

Лей, не жалей: самые прожорливые автомобили российского рынка Городские седаны и спортивные авто

Полироль матовая для пластика автомобиля

Первым снегом понесло. «Первый снег» И. Бунин. Личностные результаты обучения

Как готовить пасту с креветками в сливочном соусе

Макароны с кукурузой Макароны с кукурузой консервированной

Макароны с томатным соусом, кукурузой и зеленью Макароны с кукурузой консервированной

Витамин с для мужской силы

ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов

Федеральная служба по финансовому мониторингу Проведение финансовых расследований

Прекращение действия международного договора. Прекращение действия международных договоров 5 прекращение и приостановление международных договоров

Прекращение договора, т.е. утрата им юридической силы, или выход из него участника могут иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия его участников.

Прекращение договора может происходить в результате истечения срока его действия, исполнения договора, возникновения новой нормы jus cogens, денонсации на условиях, предусмотренных договором, и т.д.

Последующий договор может прекратить действие предшествующего, если они заключены по одному и тому же вопросу.

Однако такое прекращение возможно, когда последующий договор прямо предусматривает, что он заменяет предшествующий договор. Участники таких договоров могут также установить, что вопрос, являющийся объектом обоих договоров, будет регулироваться последующим договором. Последующий договор может прекратить действие предшествующего в том случае, когда оба договора настолько несовместимы друг с другом, что их невозможно применять одно-временно.

Если одним из участников существенно нарушен двусторонний договор, другой участник имеет право прекратить или приостановить действие этого договора. Существенное нарушение многостороннего договора одним из его участников дает право другим участникам приостановить действие договора в отношениях с государством, нарушившим договор, либо в отношениях между всеми участниками. Существенным нарушением является, в частности, нарушение положений договора, которые имеют особое значение для осуществления объекта и цели договора.

Для прекращения договора чаще всего используется денонсация или выход из договора, т.е. уведомление о расторжении договора. Денонсация или выход могут осуществляться лишь на условиях, предусмотренных самим договором. Если договор не предусматривает денонсации или выхода из него, то договор не может быть денонсирован либо расторгнут путем выхода. Также невозможна денонсация или выход из договора, если установлено, что его участники не допускают возможность денонсации или выхода.

В международно-правовой литературе денонсация или выход из договора иногда обозначают терминами «отмена» и «аннули-рование». Под отменой понимается прекращение договора по соглашению между участниками. Аннулирование означает одно-сторонний отказ государства от договора, например, в случае существенного нарушения договора другим участником. Однако и отмена, и аннулирование осуществляются путем денонсации или выхода из договора.

Необходимо отметить, что аннулирование означает, в сущности, процедуру признания договора недействительным. Как уже указывалось выше, недействительность договора может устанавливаться лишь на основании международного права.

Государство может также прекратить действие договора по отношению к себе, когда произошло коренное изменение обстоятельств (клаузула rebus sic stantibus). На коренные изменения обстоятельств можно ссылаться, когда наличие таких обстоятельств составляло существенное основание соглашения участников и когда изменение обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств.

Однако клаузула о неизменности обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу. На эту клаузулу участник не может ссылаться как на основание прекращения договора, если коренное изменение произошло в результате нарушения им своих обязательств по договору.

В том случае, если безвозвратно исчез или уничтожен объект, необходимый для выполнения договора, участник может ссылаться на это обстоятельство как на основание для прекращения или выхода из договора. Однако указанное обстоятельство может выступать в качестве основания для прекращения договора только тогда, когда оно возникло не в результате нарушения таким участником своего обязательства по договору либо иного международного обязательства по отношению к любому другому участнику договора.

Договор прекращает свое действие и в том случае, если на момент действия договора возникла новая императивная норма общего международного права (jus cogens).

Разрыв дипломатических или консульских отношений не влияет на правовые отношения, установленные международным договором между его участниками.

Однако если дипломатические или консульские отношения являются необходимым условием для выполнения договора, то такой договор в случае разрыва указанных отношений прекращает свое действие.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. предусматривают возможность приостановления действия договора. Это означает, что действие договора может прекратиться на какой-то промежуток времени. В то же время приостановление действия договора не влияет на правовые отношения, установленные договором. Приостановление действия договора возможно лишь в соответствии с положениями самого договора либо с согласия его участников. Два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение о временном приостановлении действия его положений только в отношениях между собой, если такая возможность предусмотрена самим договором либо им не запрещается. При этом такое приостановление не должно влиять на пользование другими участниками своими правами, вытекающими из данного договора, и не должно быть несовместимым с объектом и целями договора. Существенное нарушение договора одним из его участников дает основание участнику, особо пострадавшему от этого нарушения, приостановить действие договора в целом или в части между собой и нарушившим договор.

Во время приостановления действия договора стороны должны воздерживаться от действий, которые могли помешать возобновлению действия такого договора.

В Российской Федерации Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» содержит положения, касающиеся порядка прекращения и приостановления действия договоров (ст. 35-40). Закон, например, предусматривает, что прекращение и приостановление действия международного договора осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права тем органом, который принимал решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации. Если решение о согласии на обязательность договора принималось в форме федерального закона, то и прекращение либо приостановление действия договора также осуществляется в форме федерального закона. В частности, Конституция РФ предусматривает, что федеральные законы о денонсации подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Прекращение международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязанности.

Однако приобретенные по договору права, обязательства или юридическое положение его участников, возникшее в результате выполнения договора, сохраняются и после его прекращения, если, конечно, эти права или положение не были отменены впоследствии другими договорами или новой императивной нормой международного права (jus cogens).

Исполнение договора также является основанием его прекращения.

Последующий договор может отменить предшествующий, если они заключены по одному и тому же вопросу, а также в том случае, когда оба договора несовместимы друг с другом, либо участники намерены регулировать свои отношения этим последующим договором.

Если произошло существенное нарушение двустороннего договора одним из его участников, другой участник имеет право прекратить или приостановить действие этого договора. Существенное нарушение многостороннего договора одним из его участников дает право другим участникам приостановить действие договора в отношениях с государством, нарушившим договор, либо со всеми участниками.

Государство может также прекратить действие договора, если произошло коренное изменение обстоятельств (клаузула rebus sic stantibus) . На коренные изменения обстоятельств можно ссылаться, когда наличие таких обстоятельств составляло существенное основание соглашения участников и когда изменение обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств. Однако клаузула о неизменности обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу, а также в случаях, когда коренное изменение обстоятельств произошло в результате нарушения своих обязательств государством, которое ссылается на эту клаузулу.

Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами и фиксируется в договоре.

Срочные договоры прекращают свое действие по истечении указанного в них срока. Договор может быть прекращен также: а) в связи с исполнением обязательств; б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена); в) в связи с заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена). Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.

Если такое прекращение касается какого - либо участника многостороннего договора, то говорят о его выходе из договора . В отношениях между остальными участниками договор остается в силе. Однако в некоторых многосторонних договорах предусмотрен минимум их участников, отсутствие которого ведет к полному прекращению договора. Например, в Конвенции о борьбе с геноцидом 1948 г. этот минимум составляет 16 государств (ст. XV). Все способы прекращения международных договоров можно разделить на волевые (расторжение) и автоматические.

К волевым относятся отмена, денонсация, новация н аннулирование.

Договор может быть отменен в любое время по общему соглашению его участников. Яркий последний пример, 1 июля1991 г. государства - участники Организации Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1955 г. подписали протокол о прекращении действия этого Договора и протокола о его пролонгации, тем самым прекратил своё существование военно - политический союз, противостоящий НАТО, которое продолжает успешно действовать.

Денонсация - это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором. Под денонсацией понимается прекращение государством действия договора на предусмотренных в нем условиях. Таким образом, в основе денонсации тоже лежит соглашение сторон договора.

В частности, в договоре могут определяться: а) срок, когда государство вправе заявить о денонсации (например, по истечении определенного периода после вступления в силу); б) срок, когда договор утрачивает силу для заявившего о денонсации государства (например, по истечении шести или двенадцати месяцев и т.д.); в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация (например, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие интересы государства); г) форма и содержание уведомления о денонсации.

Иногда право государств на денонсацию ограничивается. По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. денонсация во время войны не будет иметь силы до заключения мира или до тех пор, пока не будут закончены операции по освобождению и репатриации лиц, пользующихся покровительством конвенций.

Практика даёт бесчисленное разнообразие случаев применения и использования права прекращения и приостановки международных договоров. Последний пример: в июле 2000 г. Конституционный суд Украины признал принятый Верховной Радой Закон "О ратификации Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств" не соответствующим Конституции Украины. Это первый случай в истории этой страны признания неконституционности закона о ратификации международного договора. Тем самым на Украине был создан механизм внепарламентской денонсации международных договоров. Дополнительную пикантность придаёт тот факт, что подписание и ратификация этой Хартии - одно из условий пребывания Украины в авторитетнейшей региональной международной организации - Совете Европы.

Международный договор может прекратиться вследствие заключения его участниками нового договора по тому же вопросу из - за пересмотра или ревизии прежнего договора (новация). Пересмотр должен осуществляться в соответствии с процедурой, установленной в договоре, которая обычно предусматривает срок возможного пересмотра, число государств, необходимое для пересмотра, и т.д. Эта процедура должна строго соблюдаться.

Два или несколько участников многостороннего договора могут заключить между собой соглашение об изменении отдельных положений договора в своих взаимоотношениях, если это не противоречит его целям и принципам и не сказывается на правах и законных интересах других участников данного договора, который сохраняет свою силу.

Аннулирование - это отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания. Аннулирование, как и денонсация, представляет собой односторонний отказ от договора. При реализации права на денонсацию договора государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора. Поскольку обстоятельства, на которые государство может ссылаться, как на основания для аннулирования договора, заранее согласованы и закреплены нормами международного права, государство при выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства (причины).

Венской конвенцией о праве международных договоров предусмотрены следующие обстоятельства - основания аннулирования договора: 1) существенное нарушение договора другими участниками; 2) невозможность исполнения договора (уничтожение его объекта); 3) коренное изменение обстоятельств.

Аннулирован при наличии указанных "чрезвычайных" обстоятельств может быть любой договор, в том числе тот, в котором определены иные (нормальные) условия его прекращения (исполнение обязательств, истечение срока, денонсация и т.д.). Конкретные договоры в отличие от денонсации не устанавливают порядок аннулирования, если даже возможность аннулирования договоров допускается.

Например, п. 2 ст. 19 Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. посвящен денонсации. В нем говорится, что каждое государство имеет право выйти из договора, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства поставят под угрозу его высшие интересы. "Государство - участник, намеревающееся выйти из договора, уведомляет депозитария и все другие государства - участники о своем решении поступить таким образом. Такое уведомление дается по меньшей мере за 150 дней до предполагаемого выхода из настоящего договора. Оно включает заявление об исключительных обстоятельствах, которые это государство - участник рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы". В соответствии с п. 3 ст. 19 каждое государство - участник имеет право выйти из договора, если другое государство - участник выйдет по количеству вооружений за пределы ограничений, предусмотренных договором, в пропорциях, представляющих угрозу балансу сил в районе применения договора.

Процедура прекращения договора в связи с существенным его нарушением предусмотрена в Венской конвенции о праве международных договоров. Потерпевшее от нарушения государство обязано уведомить государство - нарушителя о своем намерении прекратить договор. Если в течение трех месяцев не будет высказано возражений, то двусторонний договор прекращается (ст. 65). Если последует возражение со стороны других государств, то участники договора должны добиваться урегулирования с помощью средств, предназначенных для мирного разрешения споров (переговоры, добрые услуги, посредничество и др.). Многосторонний договор прекращает свое действие, если существенное нарушение одним государством коренным образом меняет положение других (ст. 60). Это относится к договорам, которые по самой своей природе зависят от одновременного их выполнения всеми договаривающимися сторонами. В других случаях международный договор не прекращается, а лишь приостанавливает свое действие в отношениях между государством, существенно его нарушившим, и потерпевшим государством.

Возникновение войны приводит к прекращению большинства двусторонних договоров между воюющими. Многосторонние договоры, как правило, приостанавливаются. Продолжают действовать договоры (многосторонние и двусторонние), заключенные специально на случай войны, например, конвенции о режиме военнопленных, раненых и больных, защите гражданского населения. Некоторые из прекращенных или приостановленных войной договоров после войны могут возобновлять свое действие автоматически или восстанавливаться соглашением сторон в мирных договорах либо специально.

Что касается разрыва дипломатических и консульских отношений между участниками договора, то он не влияет на правовые отношения, установленные этим договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для его выполнения.

Территориальные изменения влияют на действие международных договоров в соответствии с правилами правопреемства и подвижности договорных границ

Приостановление означает временный перерыв в действии и применении международного договора. В этот период его участники освобождаются в отношениях между собой от обязательства выполнять договор. В остальном приостановление не влияет на правовые взаимоотношения участников, определенные договором. В частности, в период приостановления договора они должны воздерживаться от действий, которые могли бы помешать восстановлению действия договора.

Встречаются, хотя и редко, так называемые "забытые" или "угасшие" договоры. Формально они не прекращены, а фактически давно не применяются. Однако не исключено, что любая сторона в любой момент может "вспомнить" о них и снова применять. Так произошло, например, с англо - португальским Договором о торгово - политическом союзе 1353 г. Заключенный на 50 лет, он после их истечения неоднократно продлевался на неопределенный срок. Формально этот Договор никогда не был расторгнут. Во время Второй мировой войны, т.е. почти через 600 лет, Англия, ссылаясь на него, получила право на проведение военно - морских и воздушных операций на португальских Азорских островах. Есть и другие примеры такого же рода. В 1953 г. Международный Суд ООН, рассматривая англо - французский спор о принадлежности некоторых островов в проливе Ла - Манша, ссылался на договоры, заключенные между Англией и Францией в 1259, 1360 и 1420 годах!

Международное право не знает давности погашения договоров. При сомнении в действии международного договора вопрос в каждом отдельном случае должен решаться соглашением сторон или их правопреемников.

Российский Закон о международных договорах 1995 г. содержит положения, касающиеся порядка прекращения и приостановления действия договоров (ст. 35 - 40). Закон, например, предусматривает, что прекращение и приостановление действия международного договора осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права тем органом, который принимал решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации. Если решение о согласии на обязательность договора принималось в форме федерального закона, то и прекращение либо приостановление действия договора также осуществляется в форме федерального закона. В частности, Конституция РФ предусматривает, что федеральные законы о денонсации подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Прекращение действия договора означает, что договор утрачивает с определенной даты свою юридическую силу. Прекращение может иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время по инициативе и с согласия его участников.

Основаниями, предусмотренными в самом договоре, являются: истечение срока действия договора; исполнение договора; денонсация договора; наступление предусмотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора ниже установленного договором).

Основаниями, вызванными действиями участников договора, являются : согласие участников на прекращение договора; аннулирование договора; существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками; прекращение существования объекта или субъекта договора; заключение нового договора по данному объекту, возникновение новой императивной нормы международного права; коренное изменение обстоятельств; война.

Способами прекращения действия договора являются денонсация и аннулирование.
Денонсация договора - это правомерный односторонний отказ государства от договора, сделанный на условиях и в сроки, предусмотренные в самом договоре . Правовые отношения и последствия действия договора для участников, возникшие до момента денонсации, признаются законными. Денонсация договора, как правило, осуществляется в том же порядке и теми же органами, что и выражение согласия на его обязательность договора, включая ратификацию.
Аннулирование договора означает одностороннее расторжение договора одним из участников, которое осуществлено в противоречии с положениями самого договора. Такое расторжение часто бывает внезапным или осуществляется в сжатые сроки, что создает для других участников определенные сложности и проблемы.

Аннулирование договора может быть правомерным и противоправным.

Правомерным аннулирование является тогда, когда является вынужденной мерой для данного государства. Например, договор изначально был для этого государства неравноправным, при его заключении были нарушены основные принципы международного права, государство было введено в заблуждение относительно цели и результатов действия договора и т.д. это может быть и реакция данного государства на противоправные действия других участников договора, которые своими действиями или бездействием лишают смысла участие этого государства в договоре.

Противоправным аннулирование является в том случае, когда является результатом внутригосударственных событий или изменением внешнеполитических позиций.

Венская конвенция о праве международных договоров // Действующее международное право в 3-х томах. Т.1. М., 1996. С. 344

Можно проиллюстрировать договорную практику государств на примере российского законодательства и практики. Федеральный закон о международных договорах 1995 г. в п. 2 статьи 3 закрепляет следующую классификацию международных договоров России с иностранными государствами и с международными организациями:

а). межгосударственные договоры - заключаются от имени Российской Федерации;

Примеры:

- Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (Керчь, 24 декабря 2003 г.) начинается со слов:

...»

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Москва, 24 мая 2002 г.) начинается со слов:

«Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые Сторонами …»

Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.) начинается со слов:

«Государства - участники настоящей Конвенции (далее - Стороны),

…договорились о нижеследующем ...»

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.), начинается со слов:

и Королевство Бельгия, Королевство Дании, Федеративная Республика Германия, Греческая Республика, Королевство Испания, Французская Республика, Ирландия, Итальянская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Королевство Нидерландов, Португальская Республика, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Договаривающиеся стороны Договора, учреждающего Европейское сообщество, Договора, учреждающего Европейское объединение угля и стали, и Договора, учреждающего Европейское сообщество по атомной энергии, далее именуемые "государства-члены",

и Европейское сообщество, Европейское объединение угля и стали и Европейское сообщество по атомной энергии, далее именуемые "Сообщество", с другой стороны,

…договорились о нижеследующем ...»

Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, учитывающий присоединение Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Венгерской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой Республики к Европейскому союзу (Люксембург, 27 апреля 2004 г.)

Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Париж, 27 мая 1997 г.) начинается со слов:

«Российская Федерация, с одной стороны, и Организация Североатлантического договора и ее государства-члены, с другой стороны, именуемые в дальнейшем Россия и НАТО, … будут совместно строить прочный и всеобъемлющий мир в Евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основывающейся на сотрудничестве ».

б). межправительственные договоры - заключаются от имени Правительства Российской Федерации;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о транзите нефти по территории Украины (Сочи, 18 августа 2004 г.) начинается со слов:

Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Украины, далее именуемые Сторонами,

…договорились о нижеследующем ...»

Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений (София, 8 июня 1993 г.) начинается со слов:

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Болгарии, именуемые в дальнейшем "Договаривающиеся Стороны",

…договорились о нижеследующем ...»

Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об аренде объектов и боевых полей 929 Государственного летно-испытательного центра Российской Федерации, расположенных на территории Республики Казахстан (Москва, 18 октября 1996 г.) начинается со слов:

«Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Казахстан, именуемые в дальнейшем соответственно Арендатором и Арендодателем или Сторонами,

…договорились о нижеследующем ...»

Соглашение в форме обмена письмами между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом, устанавливающее систему двойного контроля без количественных ограничений в отношении экспорта некоторых изделий из стали из Российской Федерации в Европейское сообщество (Москва, 30 июля 2003 г.)

- Рамочное соглашение между Российской Федерацией и Европейским инвестиционным банком, регулирующее деятельность Банка в Российской Федерации (Москва, 6 декабря 2002 г.), начинается со слов:

«Совершено между Российской Федерацией, представленной Министерством финансов Российской Федерации, и представленном Первым заместителем Министра финансов Российской Федерации…, нижеименуемой "Российская Федерация", с одной стороны, и

Европейским инвестиционным банком, представленным… Президентом,

нижеименуемым "Банк", с другой стороны,

…договорились о следующем …»

- См. также : Акт Международной конференции по Вьетнаму (Париж, 2 марта 1973 г.) начинается со слов:

«Правительство Союза Советских Социалистических Республик, Правительство Канады, Правительство Китайской Народной Республики, Правительство Соединенных Штатов Америки, Правительство Французской Республики, Временное революционное правительство Республики Южный Вьетнам, Правительство Венгерской Народной Республики, Правительство Республики Индонезии, Правительство Польской Народной Республики, Правительство Демократической республики Вьетнам, Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительство Республики Вьетнам, в присутствии Генерального секретаря Организации Объединенных Наций,

имея в виду… гарантировать прекращение войны, поддержание мира во Вьетнаме,

…согласились о следующих положениях и обязуются уважать и выполнять их …»

в). договоры межведомственного характера - заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти.

Соглашение между Министерством транспорта Российской Федерации и Комитетом по морским делам при Правительстве Турецкой Республики о взаимном признании дипломов членов экипажей морских судов (Москва, 25 февраля 2004 г.) начинается со слов:

«Министерство транспорта Российской Федерации и Комитет по морским делам при Правительстве Турецкой Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами,

»

Соглашение между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины о регулировании поставок в Российскую Федерацию оцинкованного проката, страной происхождения которого является Украина (Киев, 23 января 2004 г.), начинается со слов:

«Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, которые в дальнейшем именуются "Сторонами",

…желая обеспечить стабильность и предсказуемость взаимной торговли, согласились о нижеследующем… »

Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Латвийской Республики о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью (Рига, 26 апреля 1996 г.) начинается со слов:

«Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство внутренних дел Латвийской Республики, далее именуемые "Сторонами",

…принимая во внимание Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанный в Риге 3 февраля 1993 года, и Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Латвийской Республики, подписанное в Риге 28 августа 1992 года,

…согласились о нижеследующем… »

Совместное заявление Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства иностранных дел Королевства Нидерландов по двусторонним договорным отношениям (Гаага, 1 октября 1997 г.)

«Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Королевства Нидерландов, действуя по поручению своих правительств,

отмечают с удовлетворением, что во взаимных интересах обоих государств договоры, заключенные между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Нидерландов, перечисленные в приложении, продолжают оставаться в силе в отношениях между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов,

согласились в случае необходимости как можно скорее провести практические корректировки для выполнения этих двусторонних договоров,

Соглашение в форме обмена письмами между первым заместителем Министра внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и заместителем Министра внешней торговли и экономического сотрудничества КНР о продлении срока действия Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о торгово-экономическом сотрудничестве в 1997 году (Москва, 16 февраля 1998 г.)

Договоренность (между Министерством иностранных дел РФ и Государственным департаментом США ) в форме обмена письмами о деактивации некоторых стратегических носителей ядерного оружия от 26 сентября 1997 г.

Венская конвенция о праве международных договоров

Статья 65
Процедура, которой следует придерживаться в отношении
недействительности договора, прекращения договора, выхода из него
или приостановления его действия

1. Участник, который в соответствии с положениями настоящей Конвенции ссылается на порок в своем согласии на обязательность для него договора или на основание для оспаривания действительности договора, для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, должен уведомить других участников о своем требовании. В уведомлении должны быть указаны меры, которые предполагается принять в отношении договора, а также их обоснования.

2. Если по истечении определенного периода, который, за исключением случаев особой срочности, должен составлять не менее трех месяцев с момента получения уведомления, ни один участник не выскажет возражения, то направивший уведомление участник имеет право в порядке, установленном статьей 67, осуществить предусмотренные им меры.

3. Если, однако, последует возражение со стороны любого другого участника, то участники должны добиваться урегулирования с помощью средств, указанных в статье 33 Устава Организации Объединенных Наций.

4. Ничто в предыдущих пунктах не затрагивает прав или обязательств участников в рамках любых действующих положений, являющихся обязательными для участников в отношении урегулирования споров.

5. Без ущерба для статьи 45 то обстоятельство, что государство не направило ранее уведомления, предписанного в пункте 1, не мешает ему направить такое уведомление в ответ другому участнику, требующему выполнения договора или заявляющему об его нарушении.

Статья 66
Процедура судебного разбирательства, арбитража и примирения

См. оговорку СССР, сделанную при подписании настоящей Конвенции

Если в течение 12 месяцев после даты, когда было сформулировано возражение, не было достигнуто никакого решения в соответствии с пунктом 3 статьи 65, то применяется следующая процедура:

a) любая из сторон в споре о применении или толковании статей 53 или 64 может передать его путем письменного заявления на решение Международного Суда, если только стороны не договорятся с общего согласия передать этот спор на арбитраж; b) любая из сторон в споре о применении или толковании любой другой статьи части V Конвенции может начать процедуру, указанную в Приложении к настоящей Конвенции, обратившись с соответствующей просьбой к Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 67
Документы об объявлении договора недействительным, о прекращении
договора, о выходе из него или о приостановлении его действия

1. Уведомление, упоминаемое в пункте 1 статьи 65, должно делаться в письменной форме.

2. Любой акт, имеющий целью объявление договора недействительным или прекращение договора, выход из него или приостановление его действия в соответствии с его положениями или положениями пунктов 2 или 3 статьи 65, оформляется в виде документа, препровождаемого другим участникам. Если такой документ не подписан главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, представителю государства, передающему этот документ может быть предложено представить полномочия.

Статья 68
Отзыв уведомлений и документов, предусмотренных статьями 65 и 67

Уведомление или документ, предусмотренные статьями 65 и 67, могут быть отозваны в любой время до вступления их в силу.

Прекращение международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязанности.

Однако приобретенные по договору права, обязательства или юридическое положение его участников, возникшие в результате выполнения договора, сохраняются и после его прекращения, если эти права, обязательства или положение не были отменены впоследствии другими договорами или новой императивной нормой международного права.

Если такое прекращение касается какого-либо участника многостороннего договора, то говорят о его выходе из договора. В отношениях между остальными участниками договор остается в силе. Однако в некоторых многосторонних договорах предусмотрен минимум их участников, отсутствие которого ведет к полному прекращению договора.

Все способы прекращения договоров можно разделить на волевые (расторжение) и автоматические.

К волевым способам прекращения относятся отмена, денонсация, новация и аннулирование:

§ Отмена. Договор может быть отменен в любое время по общему соглашению его участников.

§ Денонсация. Под ней понимается прекращение государством действия договора на предусмотренных в нем условиях. Таким образом, в основе денонсации тоже лежит соглашение сторон договора. Денонсация может быть запрещена самим договором вообще или при некоторых обстоятельствах. Так, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. запрещают их денонсацию во время войны.

§ Новация. Это прекращение договора вследствие заключения его участниками нового договора по тому же вопросу из-за пересмотра или ревизии прежнего договора. Пересмотр должен проводится строго в соответствии с процедурой, предусмотренной в самом договоре.

§ Аннулирование. Представляет собой односторонний отказ государства от заключенного им договора. Аннулирование допускается международным правом в сравнительно редких случаях, например, вследствие существенного нарушения договора другой стороной или коренного изменения обстоятельств (clausula rebus sic stantibus). Однако не допускается ссылка на коренное изменение обстоятельств для прекращения договоров о государственной границе или если это изменение наступило в результате сознательных действий государства.

К автоматическим способам прекращения договоров относятся:

§ Истечение срока;

§ Наступление отменительного условия;

§ Исчезновения субъектов договора;

§ Гибель объекта договора;

§ Появление новой императивной нормы общего МП;

§ Возникновение войны между государствами-контрагентами. В этом случае продолжают действовать договоры, заключенные специально на случай войны (конвенции о режиме военнопленных, раненых и больных, защите гражданского населения).



Разрыв дипломатических и консульских отношений между участниками оговора не влияет на правовые отношения, установленные таким договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для его выполнения.

Территориальные изменения влияют на действие международных договоров в соответствии с правилами правопреемства и подвижности договорных границ (см. вопрос 13).

Приостановление действия договора означает временный перерыв в действии и применении договора. В этот период участники освобождаются от обязательства выполнять договор. В остальном приостановление не влияет на правовые взаимоотношения участников, определенные в договоре.

В частности, в этот период стороны обязаны воздерживаться от действий, которые могли бы помешать восстановлению договора.

Редко встречаются так называемые «забытые» или «угасшие» до7говоры. Формально он не прекращены, но фактически уже давно не применяются. Однако не исключено, что любая сторона в любой момент может вновь начать применять договор. Примеры таких договоров см. на 139 странице Кафедрального учебника.

Прекращение действия означает утрату договором с определенной даты юридической силы.

Прекращение договора или выход из него осуществляются согласно постановлениям договора или по соглашению участников. В большинстве случаев договор прекращается в результате истечения срока или исполнения. Факт исполнения юридически оформляется сторонами.
Можно выделить внутренние и внешние основания прекращения действия договоров. К внутренним основаниям, предусмотренным в самом договоре, относятся:
1) истечение срока действия договора

Например, Соглашение между Правительством Республики Беларусь об условиях размещения Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь и Генерального консульства Российской Федерации в г.Бресте от 17 ноября 1997 г заключено на 99 лет. Однако договор может быть автоматически продлен на последующие десятилетние периоды.

2) исполнение договора

В качестве примера можно указать Соглашение в форме обмена нотами между Российской Федерацией и Польшей от 5 апреля 1996 г. о прекращении действия военных соглашений в связи с их выполнением. При этом оговаривалось, что прекращение действия этих договоров не затрагивает юридических последствий, возникших в результате действия этих договоров

3) денонсация договора;

Денонсация - это правомерный односторонний отказ государства от договора. Правовые отношения, возникшие до момента денонсации, признаются законными. Право государства на денонсацию может быть предусмотрено в самом договоре, либо быть подразумеваемым (т.е. вытекать из общей правосубъектности государств).

Денонсация договора, как правило, осуществляется в том же порядке и теми же органами, что и согласие на его обязательность.

Не подлежит денонсации договор, не содержащий положений о прекращении действия или выходе из него. При этом исключением являются следующие два случая: если не установлено, что участники намеревались допустить возможность денонсации или выхода; если характер договора не подразумевает права денонсации или выхода. Во втором случае уведомление о намерении денонсировать договор направляется не менее чем за 12 месяцев. В настоящее время более 40 процентов всех международных договоров содержат условие о возможности денонсации или отказа с предупреждением, при этом в многосторонних договорах всё чаще употребляется термин «выход из договора». Есть целые категории договоров, в которых денонсация запрещена при обстоятельствах, на которые действие договора рассчитано. Таковы, например, Конвенции о законах и обычаях войны. Допуская возможность их денонсации в мирное время, они запрещают денонсацию во время войны, в которой участвует денонсирующее государство.

4) наступление предусмотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора, в результате которого оно становится меньше числа, установленного договором).

Внешние основания прекращения договоров (условия, не предусмотренные договором):

1) согласие на прекращение договора его участников;

2) аннулирование договора;

3) существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками;

4) прекращение существования субъекта договора;

5) возникновение новой императивной норме международного права;

6) коренное изменение обстоятельств;

Аннулирование договора означает признание его недействующим, ничтожным с момента заключения.

В международном праве предусмотрены для аннулирования следующие основания:

а) нарушение договора другими участниками;

б) невозможность исполнения договора;

в) коренное изменение обстоятельств, при которых был заключен договор;

г) появление новой императивной нормы, которой договор противоречит.

При всех условиях намерение аннулировать договор должно быть четко выражено. Протест против нарушения договора не означает отказа от него.
В международном праве действует презумпция действительности договора. Однако при определенных обстоятельствах договоры могут быть признаны недействительными, не имеющими юридической силы.
В зависимости от последствий различают абсолютную и относительную недействительность договоров.
Абсолютная недействительность (недействительность договора с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору. Основаниями абсолютной недействительности могут быть: обманные действия другого государства; подкуп представителя государства; принуждение представителя государства; принуждение государства в результате угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН.
При относительной недействительности (недействительности с момента оспаривания) договора действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительность, не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора.
Основаниями относительной недействительности являются:

1. нарушение нормы внутреннего права (государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность договора было выражено в нарушении положений его внутреннего права, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения);

2. превышение представителем государства правомочий на выражение согласия на обязательность договора;

3. ошибка, которая касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора, если они представляли существенную основу для согласия на обязательность.

В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года, прекращение договора или выход из него могут иметь место Венская Конвенция о праве международных договоров (заключена в Вене 23.05.1969):

1) в соответствии с положениями договора или

2) в любое время с согласия всех участников по консультации с договаривающимися государствами и договаривающимися организациями;

3) в случае сокращения числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу;

4) в порядке денонсации договора или выхода из договора, не содержащего положений о его прекращении, денонсации или выходе из него.

Основанием для прекращения договора может быть лишь серьезное нарушение его основных положений. Иные нарушения порождают правоотношения ответственности, но не аннулируют договор. Международный суд ООН подтвердил, что только серьезное нарушение самого договора государством-стороной в договоре дает другой стороне основание для прекращения договора. Иные нарушения могут оправдывать принятие определенных мер, включая контрмеры, пострадавшим государством, но не являются основанием для прекращения согласно праву договоров.

Особое положение занимают договоры о правах человека, а также соответствующие положения в других договорах. Никакое нарушение такого рода договора не может служить основанием для отказа от него. Международный суд признал, что право прекращения на основании нарушения не относится к договорным постановлениям, касающимся защиты человека.
Прекращение договора означает прекращение существования созданных им норм, несмотря на тот факт, что многие договоры влекут за собой определенные юридические последствия. Так, по общему правилу, если обратное не предусмотрено конкретным международным договором или законом, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридическое положение участников сохраняют свою силу.


Похожая информация.


Вам также будет интересно:

Вышемир: Мой журнал — LiveJournal Эль мю
Цена «путинских вилок» (Эль Мюрид/А.Баранов/М.Калашников)https://youtu.be/pp0awBAPnws...
Учет ГСМ в «1С Учет гсм в 1с 8
При наличии большого количества транспортных средств, источников финансирования,...
Бухучет инфо Повышены лимиты доходов для начисления страховых взносов
Как начислять заработную плату сотрудникам в программе 1с Бухгалтерия 3.0? «1С:Бухгалтерия...
Осуществление благотворительной деятельности
Благотворительность не имеет своей целью получение коммерческой выгоды. Однако организации,...
Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов Требования по охране труда перед началом работы
Требования к профессиям, которые обуславливают профессиональные стандарты и развитие...